Травы-лекари, растения-колдуны. 100 рецептов, доступных каждому - стр. 4
Русский культ
Что же касается славян, то растительный культ занимал значительное место и в их фольклоре, и в их повседневной жизни. Центральное место среди всех растений, деревьев, кустов и былинок занимал, безусловно, Дуб – символ мощности, мужества, силы и долголетия. По поверьям, дубы стояли еще в те времена, когда не было ни людей, ни зверей, ни растений, ни земли, ни неба. Под самыми большими и раскидистыми дубами у славян проводились военные советы и принимались важные решения, и даже земля под дубами считалась целебной и способной излечить человека от хворей.
Не менее важным деревом считалась липа, которая вбирает людскую боль в себя, а мужей спасает от жениных проклятий и неосторожных слов. От названия дерева липы образовывали женские имена, кроме того, около нее также часто проходили важные встречи и обсуждения.
Под статус «священных деревьев» в разное время и в разных регионах попадали осина, береза, рябина, ель, груша и яблоня. Священные деревья нельзя было обдирать, обламывать ветви для растопки очага и понукания стада (весь скот мог подохнуть), нельзя было рубить на дрова и для постройки домов. В противном случае дерево могло затаить злобу на человека и отомстить ему в своем царстве (в лесу) или же около его жилья (счастья в доме из священного дерева не будет никому).
Лечебными и магическими отварами и амулетами как у славян, так и у остальных народов занимались особые люди: шаманы, травники, знахари. «Должность» знахаря-травника всегда была одной из самых загадочных и почитаемых в племени или деревне, ведь эти люди знали тайны самой природы.
«Чума на оба ваши дома»
Темное время
Болезнь в Средневековье представлялась как сбой в равновесии между четырьмя человеческими жидкостями, которые управляли состоянием человека: кровь, флегма,[1] черная желчь и желтая желчь. Для лечения использовались как народные, так и фармацевтические средства. В аптеках у многих врачей имелись лекарственные травы и корни, которые входили в состав отваров и мазей: мелисса помогала победить лихорадку, майоран использовался против опухолей различного рода, а медуницу прописывали от легочных заболеваний.
Распространение христианства в Средневековье включало в себя искоренение язычества, а заодно и знаний, связанных с ним. Но несмотря на опасность церковной анафемы, люди не теряли ни своей веры в мощь Матери-Природы, ни своих старинных рецептов. И не только простой люд оставался приверженным привычной магии, но и знатные люди держали при себе целые травяные аптеки, и даже при монастырях выращивали специальные целебные травы.