Толкователь Откровения Святого Иоанна Богослова - стр. 30
Это немногое состояло в том, «…что есть у тебя там держащиеся учения Валаама». Это лжеучение возникло и, может быть, было в действии кругом, но оно не было учением всей Церкви, не было принято Церковью, но только некоторые держались его. То, что они держали в среде своей тех, кто принял это лжеучение, в этом был их грех. Ты держишь их, и потому Я имею Против тебя. Из этого мы видим великую ответственность Церкви Христа и каждой общины не только за членов общины, но и за вторжение лжеучения. Видим, что церковь не должна терпеть держащихся лжеучения из-за опасности гнева Божьего. А лжеучение, которого держались некоторые в Пергаме, называлось учением Валаама. Чтобы мы не сомневались в том, кто был этот Валаам, мы можем прочитать книгу Числа, 22-ю и 23-ю главы.
Из этой истории Валаама видно, что ему было желательно добиться почести и награждения со стороны царя Валака. Золото и серебро прельщали его, и задание было нетрудное. Он был пророк из язычников и мог это сделать, если бы сумел посредством проклятия уничтожить Израильский народ, но ему это не удалось, так как Бог не позволил ему. Тогда он употребил дьявольскую хитрость, чтобы низвесть гибель на сынов Израилевых и получить награждение. А хитрость его состояла в том, что он посоветовал царю Валаку сблизиться с сынами Израилевыми и совершить низкие грехи. Вот так было во время Валаама, так было это и в Пергамской церкви. Но как могло это случиться?
Там были некоторые, державшиеся такого правила: не надо считать грешным сблизиться с миром. Они попробовали стену, разделявшую их с языческим, безнравственным миром, и постепенно снижали ее так, что она понемногу удалилась. Они находили, что не стоит страшиться маленьких пустяков, так как они могли быть извиняемы разными хорошими делами. Можно пользоваться миром, но знать меру, а не злоупотреблять им, христианин вовсе не ханжа, не враг просвещения, имеет право иметь свои радости. Вот такие оправдания находили себе некоторые члены Пергамской церкви в том, что они покинули свою почву и вступили на почву своих соседей, воскурили их богам и пили вместе с ними. О, как тогда мир начал им улыбаться, расхваливать их как разумных людей, почитать и уважать, а из этого им вытекала значительная польза. Мало-помалу к ним возвращались почет и уважение в обществе. И так то, к чему стремился Валаам, выпало на долю Пергама. В социальном положении становилось все лучше, стало возможным больше заработать. Снова оказались открытыми двери для приобретения земных богатств.
Но бедный Пергам и подобные ему в настоящее время упускают из виду, что двум господам служить невозможно. «Я имею против тебя, – говорит Господь, – даже потому, что держишь тех, кто держится учения Валаама». Истинный, единый Господь променян на другого. Невеста оставила своего жениха. Некоторые так оставляют Бога своего и служат соблазном для тех людей, в сердце которых Господь поставил Свой храм и престол. Верно, что так дело обстояло не со всей Церковью, а только с некоторыми ее членами. Но в этом и заключается опасность: мало-помалу сквасится и вся Церковь этой маленькой закваской.