Толкователь Откровения Святого Иоанна Богослова - стр. 32
В т о р о е искушение: служение любодействию, то есть добиваться славы, чина, вознаграждения, оставляя при этом своего Небесного Жениха. Победителю этого искушения обещается бесконечно большее вознаграждение и положение.
Господь говорит, что даст ему белый камень, на котором написано новое имя. Этот дар будет дан тому, кто победит второе искушение. Слово Божие говорит, что, когда мы избегаем мира, похоти и растления, мы делаемся причастниками Божеского естества (2 Пет. 1, 4). Господь может почтить нас бесконечно больше и выше, чем могут обещать нам владыки этого мира.
Лекция VIII
Теперь идем к третьему периоду церкви, Пергамскому. Начало этого периода совпадает с началом четвертого столетия, а именно: со времени единодержавия римского императора Константиа (315 г.). Этот третий период имеет черту – связь церкви с мирской властью. Как Валаама дух мира соединил с Валаком, так начинается и соединение церкви с мирской властью.
Этот период продолжается от Пергамского через все периоды до пришествия Христа. Православие, таким образом, берет свое начало от 315 г. Если внимательно исследовать Пергамское послание и сравнить его со Смирнским, тотчас найдем великую разницу. В Смирнском – все увеличивающаяся скорбь и утешение от Господа, здесь же – меч Господень. Такая великая разница была и между временем гонения и временем, которое последовало за Константином Великим. Во время Константина и до конца IV столетия мучимые ученики Христа начинают вздыхать свободно. Их богослужение становится терпимым. Темницы открываются, и они с песнями выходят оттуда. Им больше нечего страшиться гонений. Им предстояло не только быть терпимыми, но быть и признанными с величественного престола огромного государства. Темницы закрываются для них, и они делаются силой, с которой считается римский престол. Ворота делаются еще больше, когда и сам император Константин делается христианином, полагая основание тому, чтобы другие, следующие императоры были христианами.
Насколько он был христианин, это вопрос. Церковь Божия была в упадке, учение ее низко. О крещении, например, учили, что им человек возрождается, омывается от грехов. Поэтому и Константин не хотел креститься раньше, а считал, что лучше ждать до смерти, а потом креститься и чистым войти в небеса. Это учение о крещении привело к тому, что стали крестить младенцев. Они говорили, что так как детей умирает очень много, то нужно скорее омыть их от грехов, потому что не крещенные не могут быть детьми Божиими.