Размер шрифта
-
+

Толкования на Евангелия от Луки и от Иоанна - стр. 3

(Ин. 15, 22), – и еще: Слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день (Ин. 12, 48).

Для чего к словам: поступая по всем заповедям прибавлено беспорочно? Выслушай. Часто некоторые поступают по закону Божию, но все делают для того, чтобы показаться людям (см. Мф. 23, 5). Таковы не беспорочны. А Захария заповеди соблюдал, – и соблюдал беспорочно, а не для того, чтобы чрез исполнение их понравиться людям.


7. У них не было детей, ибо Елисавета была неплодна, и оба были уже в летах преклонных.

Жены праведников, и сами праведные, часто были бездетны, чтобы ты познал, что закон требует многочадия не плотского, а духовного. Оба были уже в летах преклонных и по телу, и по духу, ибо по душе они состарились, то есть сделали большой успех, полагая восхождения в сердце (см. Пс. 83, 6) и имея жизнь, как день, а не ночь, поступая благоприлично, как во свете (см. Рим. 13, 12–13).


8-10. Однажды, когда он в порядке своей чреды служил пред Богом, по жребию, как обыкновенно было у священников, досталось ему войти в храм Господень для каждения, а все множество народа молилось вне во время каждения.

Пред Богом священнодействуют одни чистые, а от нечистых Бог отвращает лицо Свое.

Когда же пришла чреда покадить Захарии? Без сомнения, в день очищения, когда один первосвященник входил во Святое Святых, дабы мы научились, что как сей первосвященник, войдя во Святое Святых, получил плод, так и Господь Иисус, единый и великий поистине Архиерей, войдя во Святое Святых, то есть с плотию на небо, получил плод Своего явления во плоти – наше усыновление Богу и спасение.


11. Тогда явился ему Ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильного.

Ангел является не всем, а чистым сердцем, каков был Захария. Алтарь назван кадильным потому, что был и другой алтарь – всесожжений.


12-14. Захария, увидев его, смутился, и страх напал на него. Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются.

Захария смущается, ибо необычайное видение возмущает (лишает покоя) и святых. Но Ангел останавливает его смущение. Ибо везде по сему узнаются видения божественные и бесовские: если помысл сначала смутится, но потом, с рассеянием страха, вскоре совершенно успокоится, то видение поистине от Бога; если же страх и возмущение более усиливаются, то видение – от бесов.

Для чего Ангел сказал: услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, – если Захария молился не о сыне, а о грехах народа? Одни говорят, что так как Захария молился о грехах народа, а должен был родить сына, взывающего:

Страница 3