Толкования на Евангелия от Луки и от Иоанна - стр. 111
Мы ели и пили пред Тобою, и на улицах наших учил Ты… Это, вообще, говорится к израильтянам. Ибо Христос по плоти от них (Рим. 9, 5) и с ними ел и пил.
Впрочем, слова мы ели и пили пред Тобою можно разуметь и в высшем смысле. Совершая законное богослужение и принося Богу кровавые жертвы, израильтяне ели и веселились; слушали они в синагогах и чтение книг божественных. И через пророков же, без сомнения, Господь учил. Ибо пророки не свое учение предлагали, но возвещали слово Божие, почему и возглашали: так говорит Господь (Ис. 56, 1; Иер. 2, 1 и 5; Иез. 3, 27). Итак, иудеям, если они не принимали веры, оправдывающей нечестивого (см. Рим. 4, 5), кровавого богослужения недостаточно было для оправдания. А по моему мнению, это же может относиться и к христианам по имени, но нерадивым в жизни. И не едим ли мы Божественное Тело? И не пьем ли Кровь Божию пред Ним, ежедневно приступая к Божественной трапезе? И не учит ли Господь на улицах – в душах наших? Но нам не будет никакой пользы, если мы будем только лишь слушателями Божественного закона, а не исполнителями (см. Рим. 2, 13). Напротив, слушание послужит для нас причиной больших мук, подобно как и причастие Божественных Таин поставится в осуждение. Примечай же, что отвержены те на улицах, коих учит Господь. Но если будем иметь Его учителем не в широких, но в тесных, сокрушенных и истерзанных скорбью сердцах, то не будем отвержены.
Там будет плач и скрежет зубов, когда увидите Авраама, Исаака и Иакова… Слова сии подходят как к иудеям, к которым Господь говорил оные, так и к неверующим последних времен. Ибо иудеям особенно неприятно было слышать, что иные, из язычников, будут покоиться с Авраамом и другими предками их, а они будут изгнаны вон. Слова сии подходят и к нам, когда мы делаем несообразное с верой. Ибо и мы хвалимся законом Христовым, но потом попираем его, когда преступаем оный, а потому хотя мы и кажемся «первыми», как принявшие Христа и Его учение с самых пеленок, но будем «последними», потому что язычники, уверовавшие при конце своей жизни и богоугодно пожившие в остальное время, будут поставлены выше.