Толкования на Евангелия от Луки и от Иоанна - стр. 113
Поскольку мы выше сказали, что Господь говорит это не потому, что заключал жизнь Свою в три дня, но обозначает большое число дней (если не продолжительное время), а завидующим Ему говорит как бы так: «Что вы заботитесь о Моей смерти? Вот, немного спустя, настанет она».
Когда же слышишь, что пророку невозможно погибнуть вне Иерусалима, то из этих слов не заключай, что иудеям делается как бы насилие и принуждение к совершению сего, но так говорится сообразно с их смертоубийственным намерением. Как если бы кто при виде убийцы-разбойника в засаде при дороге сказал, что невозможно быть чистой от крови дороге сей, при которой разбойник подстерегает странников, то сказал бы это совершенно согласно с делами разбойника, так и в том случае, когда в Иерусалиме заседали разбойники – фарисеи и книжники, невозможно было Владыке пророков погибнуть в ином месте, как не в месте сих разбойников. Ибо они, привыкши проливать кровь рабов, убьют и Господа.
34–35. Иерусалим! Иерусалим! избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать чад твоих, как птица птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст. Сказываю же вам, что вы не увидите Меня, пока не придет время, когда скажете: «благословен Грядый во имя Господне!»
Повторением имени Господь показывает, какую сильную любовь Он имеет к ним. Ибо Он так же воззывает прелюбодейную синагогу, как бы какой возлюбленный, презираемый своей возлюбленной. Объявляет Господь и о человеколюбии Своем и говорит, что Он много раз хотел собрать их; обозначает и безумие их, сказав: и вы не захотели. Наконец Я оставляю вас. Ибо Я столь возненавидел ваше лукавство, что и храм не называю Моим домом, но домом вашим. Ибо доколе между вами жила добродетель, тогда храм был Мой. Но когда вы и его осквернили, сделали его местом торговли и пещерой разбойников, занимаясь в нем многообразной торговлей и убивая друг друга из любостяжания (ибо дело разбоя – подстерегать брата и отнимать его собственность, как делают разбойники, нападая на путника и отнимая что у него есть), – итак, раз вы сделали храм пещерой разбойников через постыдные торговые сделки, которые вы производили в нем – доме молитвы, то он уже не Мой дом, но ваш.
Под «домом» можешь разуметь не только храм, но и весь род иудейский, ибо Писание иногда и род называет домом, например: дом Левиин! благословите Господа (Пс. 134, 20). Поскольку и здесь можно разуметь так: дом, то есть род ваш, оставляется Мною. Подобно как и в другом месте говорит через пророка: