Толкование на псалмы - стр. 35
т. е. вкусили духовной пищи. Тучными же называет их по питательности божественных словес. Пред Ним припадут вcu низходящии в землю. Это говорит, потому что верующие преклоняют пред Ним колена. Но это были уверовавшие древле. Низходящии в землю – т. е. впадшие в гибель и тление, потому что не видели Господа.
И душа Моя Тому живет. (31). И семя Мое поработает Ему. Ибо свята и непорочна была жизнь, которую Христос совершил на земле с плотию. Ибо Он один не сотворил греха, хотя соделался подобен нам и принял на Себя грехолюбивую плоть. Под семенем же Божиим можно разуметь тех, кого призвал Он чрез веру. Возвестит Господеви род грядущий. И это возвещает о язычниках.
(32). Людем родитися имущим, яже сотвори Господь. Это подобно сказанному: не от крове, ни от похоти плотския, но от Бога родишася (Ин. 1, 13).
22
Псалом Давиду
СОДЕРЖАНИЕ
Предложенный псалом воспевается от лица язычников, которые восхищены тем, что пасет их Господь, и описывают также таинственную трапезу, какую предложил им Сам пасущий их.
(1). Господь пасет мя. Величаются о Господе пасомые Им.
(2). На месте злачне, тамо всели мя. То есть поселил меня на зеленеющей пастве, разумеет же паству мысленную. На воде покойне воспита мя. Под водою покойною можно разуметь воды Святого Крещения, как очищающие от греховного бремени. Даровал же мне это, порадев прежде всего о душе и возвратив ее с распутья, чтобы идти мне путем прямым.
(3). Душу мою обрати. К Себе возвратив душу мою из диавольского плена, путеводствовал к заповедям Своим – от смерти в жизнь. Как издавна презиравши собственную свою душу, и восстановленный в силах своих упомянутою пищею, и возвращающийся от смерти, говорит: душу мою обрати на стези правды – т. е. к евангельским догматам.
(4). Аще и пойду посреде сени смертныя. Как бы обращает речь к Отцу. Самого же Христа называет жезлом силы, жезлом славным, жезлом величия. Как вразумляет жезл, так деятельная жизнь учит умерять страсти. Жезл Твой и палица Твоя, та мя утешиста. Разумеет Самого Христа, а также и сказанное: жезл силы послет ти Господь от Сиона (Пс. 109, 3), и жезл крепости и жезл славен (Иер. 48, 17). Жезл – сила вразумляющая, а палица – помощь, оказываемая в утешении.
(5). Уготовал ecu предо мною трапезу. Разумеет трапезу таинственную. Умастил ecu елеом главу мою. И этим означается таинственное помазание. И чаша Твоя упоявающи мя. Опять разумеет таинственное веселие. И милость Твоя поженет мя вся дни. Ибо причастившиеся всего сказанного выше всегда будут в милости Божией, и даже вселятся в дом Господень.