Толкование на псалмы - стр. 20
(3). Святым, иже суть на земли Его, удиви Господь вся хотения Своя в них. Святыми называет освященных Духом, а землею – Христову Церковь. Слово «удиви» имеет значение «открыл», а «Своя» значит «Отчая». Поэтому, смысл целой речи таков: освященным верою сделал ведомою Отчую волю в них, т. е. в тех, которые на земле Божьей или в Церкви, или в тех, которые на земле святой, потому что святые, имея жительство на небе, хотя находятся еще на этой земле, но пребывают уже на земле Его. Хотения же Божии – это те частные добродетели, которые Бог творит чудными во святых Своих, потому что они имеют какое-то преимущество пред прочими людьми в совершении добродетели. Потому что мужество апостолов и мучеников неодинаково с мужеством доблестных в ином, и целомудрие Иосифово неподобно целомудрию других. Поэтому, приводимый ими в удивление, сознает собственную свою немощь, потому что многого недостает ему в сравнении с Божественною силою и с Божественным величием. Так, как только начинают умножаться немощи в праведниках, они спешат принести покаяние пред Богом.
(4). Умножишася немощи их – когда служили идолам. Но хотя и умножились, они не остаются с этими немощами. В них немощи только до первого осознания их, потому что вся могут в укрепляющем их Xpucmе (Флп. 4, 13). Или, кажется, говорит это об апостолах и о тех, которые уверовали через них. В апостолах явными сделались чудеса Божии, потому что они соблюли все Божественные заповеди. Но умножились их немощи или, говоря иначе, их труды, когда восстало на них множество народов, ораторов, воинов, царей; и они, преодолев всех, совершили свое дело. Или кратковременность скорбей указывает на век нескончаемый. По сих ускориша. Хотя и были немощны, первоначально находясь во грехах, но, услышав проповедь, тотчас сделались послушными. И это означают слова: по сих ускориша – т. е. поспешили стать послушными проповеди. Не соберу соборы их от кровей. Те, которых соберет Христос, должны быть чисты от убийств и кровей. Составляя соборы из язычников, соберу их не посредством кровей, т. е. сделаю так, что будут приходить ко Мне, не подзаконное соблюдая служение, но принося, прежде всего, хвалу и бескровную жертву. Ни помяну же имен их устнама Моима. Назовутся уже не идолослужителями и безбожными, но званными и избранными. И древле приобрели они себе достойные дел их названия, называясь идолослужителями, многобожниками; сегодня же не помяну более тех имен, называя их благочестивыми, святыми, зваными и избранными.