Толкование на псалмы - стр. 19
(8). Возрадуется Иаков – имеет в виду святых патриархов и пророков, радостию радующихся тому, что Христос исполнил предсказанные ими обетования; а в этих обетованиях предсказывалось спасение всех народов.
14
В конец, псалом Давиду
СОДЕРЖАНИЕ
Давид воспевает этот псалом, научая, что может привести человека к приобретению блаженного жребия. Поэтому начинает так:
(1). Господи, кто обитает в жилищи Твоем? Обитание – временное пребывание, означающее жизнь не неизменяемую, но преходящую, на уповании перехода к лучшему. Потому что святому свойственно быть странником в этой жизни, возводиться же к жизни иной. Посему и Давид о себе говорит: пресельник аз есмь у Тебе и пришлец, якоже вси отцы мои (Пс. 38, 13). Кто же будет достоин пребывать в тех небесных селениях? Или кто вселится во святую гору Твою? Ибо кто сподобится блаженного селения, тот бесконечные веки насладится блаженством.
(2). Ходяй непорочен и проч. Учит, как нам достигнуть того блаженного конца. Во-первых, тем, что пойдем путем непорочным, который есть Христос; во-вторых, тем, что будем делать правду; в-третьих, что сотворим сердце обителью истины; в-четвертых, что не приобретем себе лукавого языка; в-пятых, не сделаем зла ближнему; в-шестых, не осудим горделивого ближнего; в-седьмых, не будем иметь лицеприятия; в-восьмых, не нарушим верности в клятве; в-девятых, не будем брать лихвы, а в-десятых, что составляет венец всякого добра, будем неподкупны. Кто научился преуспеванию в этом, тому будет постоянное дарование благ.
15
Столпописание Давиду
СОДЕРЖАНИЕ
Пророчество, которое теперь у нас в руках, заключает в себе призвание язычников, обвинение израильтян в непослушании и самую тайну воскресения, общего всем нам, Спасителя Иисуса Христа. Думаю, благодаря этому песнь эта и названа столпописанием, потому что пророк Давид выставил ее как бы на столпе своим потомкам. Слова же песни поются словно от лица Христова, как и научил нас понимать это Петр.
(1). Сохрани мя, Господи, яко на Тя уповах. Прияв на Себя как бы общее лицо всего человечества, обращает речь к Богу и Отцу, не о Себе более всего, но за нас и о нас, как единый из нас по домостроительству. Поэтому, называет Отца Господом, как восприявший на Себя зрак раба. Просит же о сохранении Своем ради Церкви, которая есть Плоть Его. И поскольку Церковь есть Плоть Его, то и просит собственно о ее сохранении. Поэтому сохранение это справедливо может быть относимо и к Его лицу.
(2). Рех Господеви: Бог мой ecu Ты. И это снова соответствует рабскому видению, а вместе указывает и на оправдание исповеданием в вере.