Толкование на Евангелие от Матфея - стр. 35
Стих 2 [окончание].Господи!если хочешь, можешь меня очистить.
Тот, кто просит соизволения, не сомневается в силе [к совершению просимого].
Стих 3.Иисус, простерши руку, коснулся его и сказал: хочу, очистись. И он тотчас очистился от проказы.
Проказа очищается тотчас, как только Господь простирает руку. Подумай вместе с тем, с каким смирением и без хвастливости дается ответ. Тот сказал: если хочешь. Господь отвечает: хочу. Тот предпосылает слова: можешь меня очистить. Господь присоединяет слово: очистись. Итак, слова Господа нужно соединять не так, как полагают очень многие из латинян, не нужно [читать их вместе]: хочу очистить, а отдельно, так что сначала он говорит хочу, а потом повелевает, говоря очистись [повелевает очиститься].
Стих 4. И говорит ему Иисус: смотри, никому не сказывай.
И в самом деле, что за необходимость была с хвастовством говорить о том, что ясно обнаруживало [его] тело?
Но пойди, покажи себя священнику и принеси дар, какой повелел Моисей, во свидетельство им.
Он посылает исцеленного к священникам по различным причинам. Во-первых, по смирению – чтобы видели, что Он воздает честь священникам, ибо в Законе было поведано, чтобы очистившиеся от проказы приносили дары священникам. Затем [посылает его] с той целью, чтобы они или уверовали во Спасителя, видя очистившегося прокаженного, или не уверовали. Если бы они уверовали, то спаслись бы, а если бы не уверовали, то были бы безответными. Наконец [посылает его] затем, чтобы не показаться нарушителем Закона, в чем они обвиняли Его весьма часто.
Стихи 5 [окончание] – 8.Приступил к Нему сотник, прося Его и говоря: Господи, отрок мой лежит дома расслабленным и тяжко мучится. И сказал ему Иисус: Я приду и исцелю его. Но сотник в ответ сказал [Ему]: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кровлю мою; но только скажи слово, и будет здрав отрок мой[87].
Мы не должны предполагать в Господе тщеславия: Он обещает сейчас же пойти и исцелить отрока, потому что видит веру, смирение и благоразумие сотника. Веру – в том, что он из числа язычников веровал в возможность исцеления Спасителем расслабленного. Смирение – в том, что он считал себя недостойным того, чтобы Господь вошел под кровлю его. Благоразумие – в том, что он под телесной оболочкой усмотрел скрывающееся Божество, ибо знал, что ему поможет не то, что было видимо даже и неверующими, а то, что скрывалось внутри. Это благоразумие побуждает его говорить еще и следующее…
Стих 9.Ибо и я человек [или с прибавлением: поставленный] под властью, имеющий под собою воинов: и говорю этому: иди, и он идет; и говорю тому: приходи, и он приходит, а рабу своему: делай, и он делает