Теория и практика общественно-научной информации. Выпуск 21 - стр. 36
На мой взгляд, деятельность семинара должна направляться некоей программной ориентацией. Мне представляется актуальной следующая программа.
1. Исследование возможностей общенаучного определения понятия информации.
2. Определение взаимоотношений конкретно-научных определений понятия информации путем введения дополнительного критерия присущности (в дополнение к присущности объективно-субъективной и атрибутивной).
3. Определение предметных областей, рассматриваемых разными направлениями в информационных технологиях и в известных «информатиках».
4. Установление отличительных черт (свойств) информации, например в прикладной информатике, сравнительно с семантической информацией.
5. Исследование взаимоотношений информации в прикладной информатике с семантической информацией, генетической информацией, термодинамической информацией и с вероятностной информацией в связи.
6. Исследование особенностей информационного подхода в конкретных науках и философии.
7. Исследование отношений информации и знаний в объективном и субъективном понимании, включая искусственный интеллект.
В заключение хотел бы пожелать обязательного продолжения семинара уже в ближайшее время.
На мой взгляд, этот успешно (по мнению всех присутствующих) состоявшийся семинар уже содержит в себе некоторые рекомендации по его проведению:
1) он, по-видимому, должен содержать доклад, знакомящий аудиторию с новейшими успехами западных ученых в области информатики;
2) вопросы к докладчику и обсуждение проблем и идей, содержащихся в докладе;
3) симметричный доклад российского ученого по аналогичной или близкой проблематике;
4) сравнение и критика содержания и подходов в обоих выступлениях;
5) возможно, отдельно и постоянно должен рассматриваться и обсуждаться вопрос о природе и сущности информации.
Понимание информации как принципиально новой сущности наряду с материей и энергией интересно и эвристично. В самом деле, она не может отождествляться ни с каким носителем, в частности с материей, так как ее носителем может выступать и идеальное, а из этого следует, что она сама не есть ни последнее, ни первое, а как бы всегда моделирует оба, т.е. – принципиально любой носитель. Более того, ближайшее рассмотрение показывает, что в мире нет ни одной вещи, явления, феномена, которые бы не несли информацию, не были бы сущностно отчеканены ею, причем в такой мере, которая принуждает видеть в них прежде всего концепты, эйдосы, формы и только затем ту или иную форму материи или идеального. Поэтому – несколько акцентируя идею – все природные феномены и создания являются не в меньшей степени (если не в большей) дизайном и воплощенной концепцией, чем любой предмет «второй природы», – создания человека, – являются воплощенной мыслью и реализованным замыслом. Всегда ли информация имманентна своему носителю или может существовать и трансцендентно ему, сама по себе? Вопрос остается открытым, но многое указывает на последнюю возможность.