Теорика правительств и парламентарное правление - стр. 25
Фактически, с самых отдалённых эпох мы видим Египет сложившейся монархией, охватывающей всю страну от дельты до порогов. Думается, что эта централизованная монархия образовалась из союза известного количества небольших местных синьорий, чьи наследственные главы, принимавшие титухик, занимали высокие должности в суде суверена, обеспечивали сбор налогов, выполняли определенные обязанности на военной службе. Впрочем, в некоторых отдельных районах они, думается, выполняли и широкие судебные административные полномочия и возможно, вводили феодальные отношения в землепользовании, уступая землю тем, кто ее обрабатывает, и получая известный доход. Эти маленькие местные синьории имели прочнейшие корни в стране и потрясающую жизненную силу, потому что каждый раз, когда центральное правительство распускалось и уничтожалось то ли по причине иностранного нашествия, то ли из-за развития смертельных вирусов в собственном теле. Они снова быстро появлялись на сцене и приобретали значительность независимых княжеств.
Центральное правительство с наиболее дальних времен египетской монархии отличалось сильной организацией. Как представляется, иерархия служащих центрального аппарата, без сомнения связанная кровнородственными узами с мелкими помещиками на местах, имели задачу контролировать выполнение ими своих функций. Почти точно, что еще во времена весьма отдаленные в Египте, центру удалось почти полностью перевести на себя и властные полномочия. Класс высших функционеров, в который, как уже было отмечено, входили и главы различных районов, являл собой все в Древнем Египте. Низшие классы предоставляли государству материальные средства, в которых оно нуждалось, участвовали в публичных работах, платили налоги чаще всего натурой, составляли в армии солдатскую массу, в то время как офицеры набирались из высших классов. Как на единственную гарантию, что с ними будут хорошо обходиться, плебеи могли рассчитывать лишь на человеколюбивые чувства самих чиновников. Последние в погребальных надписях напыщенно подчеркивали свой великий гуманизм, что весьма сомнительно, по крайней мере, что факты всегда и полностью соответствовали словам.
Весьма сложно исследовать, было ли в первые времена вхождение в политический класс весьма строгим образом запрещено тем, кто родились в социально низких условиях. Все заставляет верить, что фактически, если не юридически, дело обстояло следующим образом. Ясно, что тогда между различными подразделениями политического класса не существовало какого-то точного разделения. Подобно той же семье: один из ее членов – священник, другой – гражданский служащий, третий – офицер в армии. Часто один и тот же индивид выполнял последовательно три обязанности, отмеченные нами: начиная обыкновенно с последней, он заканчивал первой. Несмотря на свою кажущуюся неподвижность, Египет, как и все восточные страны, должен был в ходе долгих веков развития своих цивилизаций, претерпеть глубокую социальную эволюцию. Огромные изменения своего политического состояния произошли в период XII династии. Эти изменения шли в унисон с еще более смелым и оригинальным подъемом, наблюдаемым в литературе и искусстве той эпохи, ставшим одной из кульминаций, достигнутой цивилизацией на берегах Нила. Надписи, современные последним фараонам XII династии ясно указывают на публичные должности, занимаемые с помощью экзамена. Прямо-таки, кажется, что в то время египетский политический класс формировался почти полностью на основе личных заслуг. Изучение священных текстов, грамотность писца, открывали тогда все двери. Выдержав экзамен, писарь мог в соответствии со своими склонностями, стать священником, офицером, сборщиком налогов, правителем дома или района, инженером, архитектором. Короче говоря, Египет того времени представлял собой режим, который не должен был много отличаться от того, который был представлен китайским мандаринизмом.