Теорика правительств и парламентарное правление - стр. 24
Вполне вероятно, что отсутствие прочной организации в управляющем классе и стала одной из причин политического упадка евреев. В особенности с учетом того, что после первых царей на востоке от еврейской монархии образовались, или лучше, снова образовались другие мощные монархии, лучше организованные в военном отношении, которые могли вооружить и направить в дальние страны многочисленное войско и, следовательно, располагавшие более прочной и более дисциплинированной иерархией управленцев. Ясно, что выше отмеченный факт должен был в значительной мере обусловить раскол еврейского царства на два соперничавших государства: Израиль и Иудею. Второе было слишком маленьким, чтобы иметь какое-либо политическое значение. Первое же, более обширное, возглавлялось некоторыми царями активными и энергичными, как например Акаб и Пеках. В последние времена в его столице Самарии сложилась военная аристократия, достаточно сплоченная, чтобы противостоять, насколько можно, внешним угрозам. Но, успешно отбив несколько нападений, она была вынуждена полностью сдаться ассирийцам, которые отправили её в дальние страны, оставив на месте убогий разоруженный народ, способный лишь возделывать поля и платить налоги. Государство Иудея спустя некоторое время повторило эту судьбу, и евреи навсегда утратили политическое значение, сохранив лишь великое моральное и религиозное влияние.
II. Если о политической организации евреев, весьма простой, мы имеем относительно много сведений, то наоборот, мы не можем, этого сказать в отношении египтян, достигших другой весьма отличной от них ступени совершенства и развития. Тем не менее, из изучения памятников, надписей, некоторых папирусов, найденных в захоронениях, мы можем извлечь определенное число дат и сведений, с помощью которых возможно прочертить известные общие направления в этом сложнейшем вопросе.
Начнём с того, что отметим исторический факт, не лишенный важности: примитивный Египет первых династий, ко времени которых относятся первые памятники и надписи, уже представляют нам страну очень древней и очень продвинутой цивилизации. Завоеватели, принадлежавшие к иной расе, пришли, вероятно, из Азии во времена, которые вплоть до царствования Менеса I, первого фараона, упоминавшегося в хрониках и памятниках, представляются достаточно отдалёнными. Эти племена должны были приложить немало труда, чтобы в течение многих веков вытеснить коренное население вглубь Африки или низвести оставшихся до положения рабов. Требовалось прорыть каналы от русла Нила, осушить болота, превратить в пригодную для жилья и процветающую местность, то, что ранее представляло собой хаос безжизненных песков и мертвящих трясин. Эта длительная и трудоёмкая работа была почти завершена, когда появляются первые, зафиксированные историей и дошедшие до нас, проблески египетской цивилизации. Поэтому, начав изучение политических институтов египтян, мы должны быть внимательными, чтобы не связывать их образование с примитивными временами.