Телескоп мудрости. Краткий построчный комментарий к «Письму другу» великого мастера Нагарджуны - стр. 10
• привязанность или пристрастие к отвлекающей деятельности, такой как азартные игры;
• лень или апатия – недостаток энтузиазма в полезных делах;
• высокомерие, хотя ты не обрел никаких выдающихся качеств;
• желание, когда тебя беспокоят стремление и привязанность к чувственным объектам;
• ненависть – желание причинить вред другим существам;
• гордость из-за своей принадлежности к высокой касте, приятной внешности или учености, из-за достижений в созерцании или медитации>10, из-за цветущей молодости или великой силы.
Внимательно следи за собой, сдерживай тщеславие и не раздувайся от гордости, помня, что такие недостатки ума – враги, причиняющие тебе вред.
Б1 Б4. О том, что внимательность – это основа отказа от негативного и укрепления позитивных впечатлений
А. О необходимости внимательности.
Б. О преимуществах внимательности.
Б1 Б4 А. О необходимости внимательности
Строфа 13
Средство очищения ума от пятен недостатков и обретения множества чистейших добродетелей – это внимательность. Она заключается в том, чтобы безошибочно и постоянно контролировать все действия тела, речи и ума. Это источник или отправная точка правильного образа жизни, поэтому она сравнима с лекарством или нектаром богов. Ее противоположность – беззаботность – источник смерти или страдания. Так сказал Мудрец из рода Шакьев. Поэтому развивай то положительное, что еще не развито, и увеличивай то, что было приобретено ранее, следуя этому телом, речью и умом. Для этого важно постоянно упражняться во внимательности с преданностью и доверием.
Б1 Б4 Б. О преимуществах внимательности
Строфа 14
Даже обычный человек, который поначалу под влиянием порочных друзей был беззаботен, но позже обрел выдающихся друзей и стал проявлять внимательность, освободится от негативных впечатлений. Такой человек подобен сияющей полной луне, ясной, светлой и не скрытой облаками.
Так было с Нандой, который стал Прибежищем мира. Вначале обуреваемый сильными желаниями, со временем он принял монашество и обрел плод на пути архата. Ангулимала, пребывая во власти неведения и находясь под влиянием злобного мастера-небуддиста, учившего причинять вред другим, лишил жизни девятьсот девяносто девять человек. Однако после принятия монашества он также достиг уровня архата. Даршака, или Аджаташатру