Текст. Теоретические основания и принципы анализа - стр. 73
Исследователи также полагают, что информация в художественном тексте не может быть ни избыточной, ни предсказуемой. В противном случае теряется элемент художественности (Валгина 2003: 233). Именно при восприятии художественного текста в большей степени наблюдаются трудности обнаружения авторской интенции, то есть кодирование текста писателем и декодирование его читателем не всегда совпадают, что связано с особой концентрацией информации в художественном тексте (она может быть выражена и вербально, и невербально).
9. Продолжите фразу, с которой начинается рассказ:
Мое детство было нерадостным. Оно омрачалось…
Текст 7
Виктор Голявкин
Мое детство было нерадостным. Оно омрачалось… …музыкой. Наш славный город сходил с ума, он имел армиюмузыкантов. Все играли на чем-нибудь. Кто не играл ни на чем, был невежда. Представьте: со всех сторон звуки, весь воздух насыщен ими, на улицах дети дудят в дуду, бьют в такт по заборам и хором поют. Моя мать играла и пела. Отец не пел, но играл.
Представим себе, что читатель задержался после первой фразы (что предопределено многоточием). В его сознании могли мелькнуть такие варианты продолжения, как войной, голодом, болезнью, отсутствием денег, воспитанием и т. д. От выбора варианта будет зависеть его прогноз содержания текста, его ожидания. Если остановиться на слове голод, то можно говорить о мальчике из неблагополучной семьи, о недоедании и пр. Вы увидите, что даже при выборе одинаковых существительных вы сможете дать абсолютно противоположные прогнозы.
Итак, начальная фраза этого рассказа предполагает иное логическое продолжение: нерадостное детство омрачено не войной, голодом, отсутствием семьи и пр., а музыкой. Если мы выбрали существительное воспитание, то мы в большей степени приблизились к интенции автора. Далее, если обратиться к сильной позиции текста – заглавию рассказа «Арфа и бокс», альтернативные возможности восприятия текста расширяются: становится понятным, что автор намеренно нарушает ожидания читателя, тем самым обращая его внимание на отношение героя к музыке.
Таким образом, можно говорить о том, что при восприятии текстовой информации и наличии у читателя альтернативных возможностей, связанных с попыткой распознать авторскую интенцию, не только возрастает информативность текста, но и увеличивается количество вариантов его интерпретаций. На этот факт указывал Ю. М. Лотман (1998: 281–282). В связи с наличием вариантов интерпретаций особую роль играют типы текстовой информации, которые позволяют постичь содержание/смысл текста и авторскую интенцию.