Размер шрифта
-
+

Техники ландшафтной арт-терапии - стр. 9

Одним из наиболее известных образцов ландшафтного творчества аутсайдеров является «Идеальный дворец», созданный в XIX веке скромным французским почтальоном Фердинандом Шевалем; он как-то раз споткнулся о камень странной формы. Пораженный его видом, Шеваль начал собирать похожие камни, обнаружил и собрал их в огромном количестве, а затем стал создавать из них сооружение, которое спустя 33 года превратилось в «Идеальный дворец». Ныне это музей-заповедник неподалеку от Лиона (Франция).

Нечто подобное произошло почти сто лет спустя в Индии, в штате Чандигарх. Дорожный обходчик (Наик Чанд Саини), уверовав в то, что камни и скалы имеют свою душу, начал сооружать из них «заповедник», населенный каменными существами и изобилующий многочисленными строениями, тропами и водопадами.

В США в качестве выдающегося визионерского произведения признана «Бутылочная деревня», сооруженная на площади 1300 квадратных метров Трессой «Бабушкой» Присбри (1896–1988). В 1955 г. она построила свой первый дом, разместив в нем огромную коллекцию из десяти тысяч карандашей. Вскоре стали появляться другие постройки, для возведения которых в качестве строительных материалов она использовала бутылки, старые телевизоры, лампочки и иные найденные предметы. Так появились «Спальня Клеопатры», «Кукольный дом» и «Дом из ракушек». В каждом из них она экспонировала различные найденные предметы – кукол, фигурки животных, фотографии. Для сооружения и украшения окружающего территорию забора «Бабушка» Присбри также использовала собранные ею предметы.


Рис. 7. «Идеальный дворец» Фердинанда Шеваля


Среди аутсайдеров, занимающихся созданием ландшафтных произведений, немало чудаков и «отшельников». Правда, иногда при всей своей эксцентричности они становятся неформальными лидерами определенных групп, благодаря тому, что их произведения привлекают к себе людей. Так было с литовцем Вилиусом Орвидасом (1952–1992). Он собрал на своей ферме большое количество камней, соорудив из них величественную мифологическую композицию. Через некоторое время его ферма стала местом паломничества не только для жителей Литвы, но и людей из разных стран – хиппи, ищущих исцеления, художников, верующих и др.

Однако творения такого рода далеко не всегда принимаются «на ура». Можно привести немало примеров разрушения или осквернения плодов творчества аутсайдеров их соседями, родственниками или властями. «Дом зеркал», возведенный Кларенсом Шмидтом в г. Вудсток, штат Нью Йорк, был сожжен в 1968 г., в чем есть веские основания подозревать живущих неподалеку от его дома людей. Так называемый «Хайдельбергский проект» Тайри Гайтона в г. Детройт, штат Мичиган, вызвал явное раздражение властей, дважды пытавшихся изъять плоды его творчества (с помощью бульдозеров). Стремясь оживить «унылую», как ему казалось, среду обитания, Тайри с 1986 г. начал собирать выброшенные на помойку различные предметы (старых кукол и мягкие игрушки, сломанные часы, велосипеды, телевизоры, части манекенов) и украшать ими территорию и интерьер своего дома.

Страница 9