Тайны статуй с острова Пасхи - стр. 8
Рис. 2. Статуи острова Пасхи [185]
Все они были известны под общим названием aringa ora, «живых лиц» прошлого. Партия капитана Кука слышала, что к некоторым применялся термин «арики» – вождь, в то время как у других были прозвища, такие как «Скрученная шея», «Тат-нога» и даже «Плохой запах» (из-за перевернутых ноздрей). Они обычно рассматриваются как стилизованные представления обожествленных высокопоставленных предков, служащие для поддержания их памяти живыми, и как посредники между миром живых и миром богов.
Рис. 3. Рисунки на спине моаи [131]
Считается, что прибрежные статуи обращены внутрь страны к деревням, чтобы обеспечить защиту, проецируя ману (оккультную силу), акуаку (духов предков), которые они представляли. Их расположение вблизи берега, возможно, также было разработано для предотвращения вторжения со стороны моря, учитывая наивные легенды о том, что первоначальные поселенцы покинули частично затопленный остров.
Фигуры с руками, лежащими на животе, широко распространены в других местах Полинезии, а также в Южной Америке. В традиционной резьбе по дереву у маори, в Новой Зеландии, руки фигур размещены на животе, для защиты ритуальных знаний и устных традиций, которые, в соответствии с верованиями местных жителей, хранятся именно в животе.
Жан-Мишель Шварц говорит, что положение рук указывает на точку на животе, или «каменную дверь», где китайская медицина находит исконный центр воспроизводств энергии и жизненной силы, а также место бессмертия. На спине имеются рисунки (рис. 3).
Считается, что статуи, возможно, были введены в эксплуатацию при жизни старейшин, но у них не вырезали глаза, пока они не были перенесены на платформы – после того, как человек умер. Только статуи на платформах получили глазницы, и в 1978 году было обнаружено, что моаи были когда-то снабжены красивыми инкрустированными глазами из белого и красного коралла. Некоторым статуям на платформе также была дана красная «шляпа» (пу-као), и есть признаки того, что некоторые могли быть окрашены в красный и белый цвет.
Рис. 4. Выкопанная моаи. Рисунок на спине [192]
Прямолинейность или вогнутая кривая носа у статуй заметно контрастирует с часто выпуклыми носами на деревянных фигурах острова. Одной из версий островитян считается, что весь моаи был фаллическим символом. У многих статуй есть резные изображения на спине (рис. 3, 4, 5), которые часто интерпретируются как татуированные знаки ранга. Некоторые статуи также украшены резьбой по птицам (рис. 6 и 7), двухлопастными веслами и надписями, но это более поздние дополнения. Часто говорят, что линии, которые изгибаются через поясницу, представляют собой «пояс», связанный с набедренной повязкой. Некоторые островитяне истолковывали рисунок тройного лука с кругом (или иногда двумя) на спине и М-образный рисунок под ним, как представляющие радугу с солнцем вверху и дождем под ним.