Тайны статуй с острова Пасхи - стр. 22
Рис. 31. Моаи, 1880 год [125]
Рис. 32. Гравюра на холсте маслом Уильяма Ходжеса, когда он сопровождал капитана Кука во время его второго путешествия в южную часть Тихого океана (1772–1775). Оригинальная картина находится в Национальном морском музее в Лондоне [129, 130]
И еще одна любопытная деталь. Статуи на аху (пьедестале) устанавливались спиной к морю, а лицом в глубь острова. Так вот, статуи юго-восточного берега упали, уткнувшись лицом вниз, на внутреннюю сторону аху, а статуи западного берега упали навзничь, через внешнюю стенку, и смотрят в небо. Это лишний раз доказывает, что сейсмический удар шел с запада, а сам остров отодвигается от оси Восточно-Тихоокеанского поднятия в сторону Южной Америки. Заметим также, что все упавшие с макушек исполинов «шапочки» оказались западнее постаментов, и все на одинаковом расстоянии [150].
Наблюдения над ориентировкой упавших с аху статуй тоже нуждаются в более строгой, инструментальной проверке. Измерения выполнены нами обыкновенным геологическим компасом, а его показания дают невысокую (в пределах 1–2°) точность и зависят от вариаций магнитного поля [150].
Статуи есть не только на острове Пасхи. В створе или продолжении этого подводного хребта Сала-и-Гомес, в нескольких тысячах километров к западу, находятся острова Питкерн и Раивавае (до острова Питкерна от Рапа-Нуи около 2 тысяч километров, до Раивавае – более 4 тысяч). На этих островах тоже высекались каменные изваяния, некоторые исследователи сближают их с моаи острова Пасхи. Есть гипотеза о том, что все эти каменные статуи высекались каким-то народом-пришельцем с востока или с запада. Но, быть может, сходство статуй объясняется простым сходством вулканических туфов, образовавших острова Пасхи, Питкерн, Раивавае [150].
Единая концепция установки статуй на острове Пасхи
Версия автора, Александра Матанцева. Статуи совершенно не случайно установлены по периметру острова и возле кратера, и стоят они спиной к морю и спиной к кратеру также преднамеренно. Кроме того, статуи имеют небольшой наклон к морю и к кратеру. Статуи у моря больше по размерам. Все эти конструктивные особенности вписываются в одну общую концепцию. Они выполняют две основные защитные функции – передают свои сформированные низкочастотные и ультразвуковые волны в сторону моря для предотвращения землетрясений на большом расстоянии при передаче сигнала по морю. Статуи возле кратеров поменьше, потому что они предназначены для предотвращения действия бывших вулканов на самом острове. Установка всех статуй под наклоном к воде необходима для уменьшения коэффициента отражения волн от воды. Установка спиной к месту воздействия объясняется, во-первых, более прямой плоскостью спины, что важно для излучения и, во-вторых, наличием на спине выпуклых рисунков, например, в виде спирали, для настройки частоты.