Тайны статуй с острова Пасхи - стр. 25
Существовало мнение и о том, что еще были статуи, которые служили межевыми столбами, отмечающими границы владений разных родов, кланов, племен. Такие статуи имели клиновидный низ, подобно затесу кола [127].
По словам одного из поздних хранителей традиций острова Пасхи, «расположение статуй – не копия карты звездного неба, ибо все моаи Рано Рараку священны и обращены лицом к той части света, над которой имеют власть и за которую несут ответственность» [127].
Вот характерный пример. Кэтрин Раутледж провела элементарнейшие археологические раскопки у подножия кратера Рано Рараку: основания некоторых статуй были очищены от слоя гравия и песка.
Одна из статуй имела заостренное основание. К. Раутледж предположила, что изваяние не было предназначено для установки на аху.
Рис. 34. Группа моаи на одном постаменте [124]
Рис. 35. Самые известные моаи. На переднем плане – шляпы [125]
Альфред Метро раскопок на острове не проводил. Однако решил, что все 60 статуй, стоящих у подножия с внешней стороны Рано Рараку, имеют такие заостренные основания. В своей монографии он объявил, что гигантские статуи были двух типов: статуи для аху, имевшие плоские основания, и статуи с заостренным книзу концом для установки у подножия Рано Рараку в качестве межевых столбов. Те Ранги Хироа, опиравшийся на монографию А. Метро, посчитал, что речь в ней идет обо всех статуях, стоящих и лежащих, законченных и незаконченных, которые находятся в районе Рано Рараку, и решил, что все они имеют заостренное основание.
Считалось, что все статуи однотипны и представляют собой точную копию знаменитой статуи Хоа-Хака-Нана-Иа, стоявшей в культовом городке Оронго и увезенной в Британский музей. Тур Хейердал так и пишет: «Все «серийные» изваяния следующего, среднего периода Пасхи повторяют статую из Оронго. Их отличают только значительно большие размеры, материал (туф вместо твердого базальта) и плоское основание, позволяющее установить идола на аху». И далее подчеркивает еще более решительно, что этот тип «был принят в качестве обязательного образца для сотен каменных исполинов». Но как же можно говорить о каком-либо каноне после обнаружения коленопреклоненной узкобородой статуи, как две капли воды похожей на ту, которая стоит около музея Папаэте на острове Таити? Эта статуя привезена сюда с острова Раиваевае. Тур Хейердал утверждает, что этот стиль присущ только культуре Тиуанако. Если даже и не принимать во внимание этих удивительных экземпляров, все остальные статуи только с первого взгляда представляются однотипными. Среди них есть и страшилища, по определению Пьера Лоти, и просто симпатичные, есть действительно длинноухие, но есть и короткоухие, широколобые и узколицые, курносые и плосконосые, коротышки и верзилы и т. д. Фактически форму, размеры и пропорции изваяний определяет отдельность туфовых пластов, размер и форма блоков, подготовленных природой. Древние скульпторы сочетали эстетическую, если можно так говорить, задачу с технической. Они строго