Тайны Русской Православной церкви Т.3 - стр. 31
Их объединяло стремление поднять авторитет церкви и усилить её влияние на народные массы.
"К. Р. Б." ставил своей целью борьбу с недостатками и пороками среди духовенства, возрождение церковных проповедей и др. средств воздействия на массы.
Благодаря поддержке царя, который внимательно относился к советам своего духовника, «К. Р. Б." сделался фактически правителем русской церкви.
Но со вступлением Никона на патриарший престол (1652) кружок распался.
Многие его члены стали активными деятелями раскола)
"Однако среди его членов не было единства взглядов относительно путей, методов и конечных целей намечаемой реформы.
Протопопы Аввакум, Даниил, Иван Неронов и др. считали, что русская церковь сохранила "древлее благочестие" и предлагали проводить унификацию, опираясь на древнерусские богослужебные книги.
Др. члены кружка (Стефан Вонифатьев, Ф. М. Ртищев), к которым позднее присоединился Никон, хотели следовать греческим богослужебным образцам, имея в виду в дальнейшем объединение под эгидой московского патриарха православных церквей Украины и России (вопрос об их воссоединении, в связи с нарастанием Освободительной борьбы украинского народа против польских поработителей, приобрёл в это время важное значение) и укрепление их связей с восточными автокефальными православными церквами.
При поддержке царя Алексея Михайловича Никон начал проводить исправление русских богослужебных книг по современным им греческим образцам и изменил некоторые обряды (двоеперстие было заменено троеперстием, во время церковных служб "аллилуйя" стали произносить не дважды, а трижды и т.д.).
Нововведения были одобрены церковными соборами 1654-55.
В течение 1653-1656 на Печатном дворе шёл выпуск исправленных или вновь переведённых богослужебных книг.
Хотя реформа затрагивала лишь внешнюю, обрядовую сторону религии, но в условиях господства в обществе религиозной идеологии эти изменения получили значение большого события.
К тому же определенно выявилось стремление Никона использовать реформу для централизации церкви и усиления власти патриарха.
Недовольство вызывали и насильственные меры, с помощью которых Никон вводил в обиход новые книги и обряды.
Первыми за "старую веру", против реформ и действий патриарха выступили некоторые члены "Кружка ревнителей благочестия". Аввакум и Даниил подали царю записку в защиту двуперстия и о поклонах во время богослужения и молитв.
Затем они стали доказывать, что внесение исправлений по греческим образцам оскверняет истинную веру, т.к. греческая церковь отступила от "древнего благочестия", а её книги печатаются в типографиях католиков.