Размер шрифта
-
+

Тайны Русской Православной церкви Т.3 - стр. 33

Идеологами Раскола стали представители низшего духовенства, порвавшие с государственной церковью, а церковные и светские феодалы отошли от Р.

Главной стороной идеологии Раскола и в это время оставалась проповедь ухода (во имя сохранения "старой веры" и спасения души) от зла, порожденного антихристом.

В наиболее фанатичных направлениях Раскола возникла практика "огненных крещений" (самосожжений).

Увлекаемые проповедью расколоучителей многие посадские люди, особенно крестьяне, бежали в глухие леса Поволжья и Севера, на южные окраины государства, в Сибирь и даже за границу, основывали там свои общины.

Это был массовый уход простых людей от выполнения не только новых церковных обрядов, но и феодальных повинностей. правительство в 1681 отмечало умножение "церковных противников", особенно в Сибири.

Оно при активном содействии православной церкви жестоко преследовало старообрядцев. В 70-80-е гг. 17 в. в идеологии Р. более важное место, чем прежде, стали занимать обличения, вскрывавшие отдельные социальные пороки общества.

Некоторые же идеологи Раскола, в частности Аввакум и его соратники по ссылке в Пустозёрском остроге, перешли к оправданию активных антифеодальных выступлений, объявляя народные восстания небесным возмездием царской и церковной власти за их действия.

Часть сторонников "старой веры" приняла активное участие в Крестьянской войне под предводительством С. Т. Разина 1670-71. Соловецкое восстание 1668-76, возникшее как движение в защиту "старой веры", переросло в крупное антифеодальное выступление против государственной власти.

Значительной была роль сторонников "старой веры" в Московском восстании 1682 и др. антифеодальных выступлениях.

В конце 17 – начале 18 вв. после поражения антифеодальных восстаний произошёл спад движения. Этому способствовала и политика, проводимая правительством Петра I, ослабившая преследования староверов, но установившая для них повышенное налоговое обложение.

С 18 в. в идеологии Р. исчезают обличения социальных пороков действительности и усиливаются её консервативные стороны.

Провозглашение Е. И. Пугачевым лозунга борьбы за "старую веру" способствовало вовлечению масс в антифеодальную крестьянскую войнуДалее уже сами последователи Раскола – старообрядцы разделились на несколько толков и согласий – поповщину, беспоповщину и др."

"Старообрядчество, религиозно-общественное движение, возникшее в России в середине 17 в. в связи с укреплением официальной государственной православной церкви и унификацией церковных обрядов, проводившихся патриархом Никоном.

Страница 33