Тайны Русской Православной церкви Т.3 - стр. 29
Вот этот ключевой абзац Томоса:
«Ибо написано, что первоначальное отделение от нашего престола Киевской митрополии и зависимых от нее православных церквей Литвы и Польши и их присоединение к святой Московской Церкви не было осуществлено в согласии с узаконенными каноническими постановлениями, и не были соблюдены соглашения о полной церковной самостоятельности Киевского митрополита, носящего титул экзарха Вселенского престола».
Большой резонанс имело заявление, сделанное в марте 2005 года архиепископом Скопельским Всеволодом (Майданским).
На встрече с тогдашним президентом Виктором Ющенко он заявил, что Константинопольский патриархат никогда не признавал законности перехода Киевской митрополии в состав Московского патриархата, и поэтому Константинополь и поныне продолжает считать Украину своей канонической территорией.
А 26 июля 2008 года в своем программном обращении к украинскому народу, произнесенному на Софийской площади в Киеве, Патриарх Варфоломей прямо назвал присоединение Киевской митрополии к Московскому Патриархату аннексией.
При этом он подчеркнул, что его Церковь согласилась «ограничить себя» ради того, чтобы способствовать более полному применению «духовного наследия Византии», а также для защиты православной идентичности украинского народа.
Более того. В комментарии Укринформу один из самых влиятельных украинских религиоведов, народный депутат Украины Виктор Еленский заявил: «Когда очередной Московский патриарх вступает на престол, то патриарх Константинопольский ему говорит:
„Я тебя люблю, целую и ценю, но только в тех пределах, в которых ты был по состоянию на 1593 год“ то есть на то время, когда Москва получила патриарший статус».
Но о вопросе установления Патриархии в Московском царстве мы погорим далее, а пока перейдем собственно к началу нашего главного повествования о возникновении РАСКОЛА уже в самой Русской православной церкви.
Часть 2
ПЕРВЫЙ РАССКОЛ В «МОСКОВСКОМ ПРАВОСЛАВИИ»
В отношении же, самого вопроса, взятого нами для исследования, как-то "РАСКОЛ" в Русской православной церкви, то тут, что до рокового для нее 1917 года, что после, всегда был и это можно утверждать категорически! для РПЦ вопросом жизни и смерти.
Ведь, за прошедшие с 1653 г. 365 лет, как с «нулевой точки отсчета», что РПЦ что нынешняя РПЦ МП, используя весь аппарат государственного принуждения, пыталась уничтожить движение раскольников-старообрядцев, но так и не смогла этого сделать!
И тут, даже, такие исторические фигуры как, к примеру, как национальный украинский герой: Гетман Иван Мазепа и российский писатель с мировой известностью российский граф Лев Толстой, преданные в РПЦ проклятию – "анафеме", так, до сего дня не тревожат, умы нынешних православных иерархов, как их «непримиримые враги» и «идеологические конкуренты» – российские раскольники и прочие сектанты коих только в России расплодилось видимо не видимо.