Размер шрифта
-
+

Тайны русской православной церкви. Т.1 - стр. 9

»!

Сама история Эзотеризма теряется в глубине веков и в самом кратком изложении может быть описана так.

Эзотеризм как тайная наука возник задолго до появления христианства как мировой религии и тем более до момента отделения от него православия.

Есть Древний Эзотеризм.

Самое известное движение эзотеризма древнего мира – Герметизм, который иногда называют Алхимией Духа (чтобы отличить его от последующих течений, относящихся уже к эпохе Возрождения).

А вот эзотерические практики древнего Вавилона дали основу для формирования последующих движений Западной астрологии.

Эзотеризм как тайная практика характерен дихотомией между тайными и открытыми каноническими формами, которые присутствуют и во многих религиях.

Во времена Средневековья такие направления, как астрология, алхимия и магия были почти стандартными предметами учебного плана мистически-образованного адепта того времени.

Со временем Средневековый эзотеризм перерос в Европейский эзотеризм, который был окончательно сформулирован в XVII-м столетии сторонниками "Ордена розенкрейцеров" и позже вошёл в различные течения, такие как масонство.

В XX-м столетии философские идеи Е. П. Блаватской, основательницы Теософского общества, были по-своему переработаны Ани Безант, C. W. Leadbeater, Алисой Бейли, Рудольфом Штайнером.

Это оказало существенное влияние на многие течения и метафизические воззрения эзотеризма и культуры Нью-эйдж.

Ещё одна серьёзная практика эзотеризма начала XX века – система "4-го пути", была сформирована Г. И. Гурджиевым и П. Д Успенским.

Немецкий философ Рудольф Штайнер, порвав с теософией, сформулировал собственную философскую систему – антропософию.

Среди наших современников из числа зарубежных писателей второй половины ХХ века можно выделить труды Карлоса Кастанеды, проанализировавшего наследие культуры индейцев майя и оказавшего значительное влияние на формирование воззрений 70-х годов, особенно в среде хиппи. Созданное им философское течение нагвализм базировалось на последовательном изменении образа жизни практикующего в соответствии с "Путём воина" и предоставляло возможность достигнуть, таким образом, особого "мистического" знания и понимая истинной сущности мироздания.

Вот так в теории обстоит дело с Эзотеризмом в настоящее время. Нас же из всего сказано интересует применительно к практике РПЦ только одно направление Эзотерики – учение "получившее название "Исихазм," которое в своем развитии, по мнению православных богословов и церковных историков "стало наиболее значительным идейным направлением, захватившим Византию и славянские страны"!

Страница 9