Размер шрифта
-
+

Тайны русской православной церкви. Т.1 - стр. 11

В пустыне Евагрий начал свою писательскую деятельность.

Ему принадлежит первенство в разработке созерцательно-интеллектуального взгляда на монашескую жизнь.

В те времена монахи в большинстве своем неодобрительно относились к образованию и даже писание гимнов полагали чересчур мирским занятием, а для молитвы пользовались лишь "словом Божиим", то есть псалмами. Евагрий же был греком по национальности и мировоззрению, блестяще образованным философом, наследником Платона и его школы.

Недавние исследования также показали, что он был последовательным оригенистом.

Справка: Оригенисты. По нынешнему церковному учению православной церкви, это были Еретики III века, учившие, что "души до вселения в тела людей уже были грешны".

Поселившемуся в пустыни Евагрию необходимо было объяснить свое новое призвание – аскезу, целомудрие – в категориях греческой мысли.

Естественно, для этого как нельзя лучше подходило Платоновское учение, в котором тело считается темницей души.

Авва Евагрий в этом смысле верно, следует Оригену:

Отделить тело от души может лишь Тот, Кто соединил их. Однако отделить душу от тела во власти того, кто стремится к добродетели. ("Практик", 52)

Иными словами, путем духовного усилия можно освободиться от тела, и в этом состоит наикратчайший путь к совершенству. Духовное усилие понимается как молитва. В учении Евагрия о молитве мы обнаруживаем необычайно тонкий анализ человеческих страстей и движений души. Однако вот на Пятом Вселенском Соборе (553 год) Евагрий был формально осужден как еретик вместе с Оригеном, ошибки которого он разделял.

В основном он был осужден за свои христологические взгляды.

Согласно Евагрию, Христос был одной из "разумных тварей", но в отличие от всех остальных не пал грехом. Поэтому в Воскресении восстановится наше изначальное равенство Христу. Императорским указом сочинения Евагрия были сожжены, а все изображения уничтожены.

Но в дальнейшем, как это часто бывает с официальными запретами, его учение о созерцании и молитве было настолько популярно среди монахов, что часть его писаний все же сохранилась иногда под другими именами и в дальнейшем оказала огромное влияние на духовную жизнь христианского Востока.

Кпримеру сохранились: следующие труды Евагрия 1. "Практик". 2. "Гностик". 3. "О молитве"…4. "Главы гностические".)

Даже поверхностное знакомство с писаниями Евагрия, из тех что можно найти в Интернете, обнаруживает его необычайный литературный дар и глубокое знание человеческой психологии.

Возьмем, к примеру, его описание демона духовной скуки, ( Этот ДУХ очень хорошо знаком всем современным офисным работникам) иначе называемого Полдневным демоном (Пс. 91, 6). Евагрий описывает его как самого опасного из всех:

Страница 11