Тайны русской православной церкви. Т.1 - стр. 12
"Он усиливает свою атаку на монаха около четвертого часа (10 часов утра) и продолжает осаждать душу до восьмого часа.
Прежде всего, он создает впечатление, что Солнце еле-еле, если вообще, передвигается по небосклону и что в сутках пятьдесят часов.
Затем он принуждает монаха постоянно выглядывать в окно, выходить из келий и пялиться на Солнце, чтобы определить, долго ли еще до девяти (3 часа дня – обычный час обеда в монастырях), смотреть по сторонам, не появится ли кто из братиев.
Далее он вселяет в сердце монаха ненависть к монастырю, к самой жизни, к ручному труду… ("Практик", 12)
И хотя мы с вами уважаемый читатель не монахи и живем в другое время если бы уже и не в «другом измерении» в связи с нашей научно-технической революцией, но скажите сами себе честно, а не ведем ли мы себя точно так на рабочем месте в своих офисах и учреждениях?
Что касается самого Евагрия то центральное место в его философии занимает его учение «О молитве».
Основным занятием в монашеской жизни должна быть молитва!
Следовать за Христом, согласно Евагрию, означает идеальную, непрерывную молитву, завещанную Апостолом Павлом (1 Фее. 5, 17).
Это относится не только к отшельникам, но и к общежитейским монахам, которые как раз тогда начали появляться.
Следует заметить, что появление монашеских общежитии связано с именем ученика Евагрия, святого Пахомия!
Монашеские общины ввели практику непрерывного богослужения, пения псалмов, а также усвоили и только что возникшую идею непрестанной молитвы.
Помимо развития самой идеи Евагрию принадлежит и термин "умная молитва", которую он понимал, как "непрерывное общение разума с Богом" ("О молитве", 3).
"Монах, – писал Евагрий, – это человек, который отделен ото всего и в гармонии со всем" ("О молитве", 124).
Это означает, что монах удаляется от мира, с тем, чтобы потом через Бога обрести гармонию со всей вселенной.
Самое слово "монах" происходит от греческого (монос), "один".
Таким образом, в учении Евагрия наряду мы находим чрезвычайно важную идею постоянной Умной молитвы, которая впоследствии трансформировалась в учение об "Иисусовой молитве" и глубоко запечатлелась в православной духовной традиции".
А теперь внимание уважаемый читатель! Мы далее переходим к изучению самого понятия "Иисусовой молитвы"
"Постоянная молитва" – одна из основных черт созерцательного монашества со времен Евагрия; "молитва Иисусова" есть постоянное обращение – в разных словесных сочетаниях – к Иисусу Христу, чье имя должно, по словам Иоанна Лествичника (7в.), "прилепиться к дыханию".