Размер шрифта
-
+

Тайны и загадки мощей чудотворца Александра Свирского - стр. 6

«Пища не приближает нас к Богу…»

Из Жития мы узнаем, что Амос в церковь ходил ежедневно, чрезмерный же пост его был непонятен даже благочестивым родным, которые умоляли его не изнурять себя. Но божественный отрок отвечал им твердо: «Пища не приближает нас к Богу»(1 Кор. 8, 8).

Как мог преподобный Александр «поститься свыше всякой меры», как сказано в его Житии? В то время, когда нам трудно от лишнего куска отказаться, когда, даже питаясь постной пищей, мы умудряемся впадать в чревоугодие, какие усилия надо было прилагать 10— 12-летнему мальчику, чтобы по своей воле раз в день есть понемногу – не досыта – лишь хлеб и воду, мало спать?

– А для чего это нужно было? – может спросить тот, кто не привык ни к какому воздержанию. – Разве без такого изнурения нельзя было любить Бога?

Действительно, откуда такое стремление к чрезвычайным подвигам, казалось бы, способное не вдохновить, а только напугать современного человека, которому страшно даже помыслить, что он, привыкший к телесным удобствам нынешнего века, может стеснить свою плоть хоть в малой степени…

Каждый знает, сколько трудов надо, чтобы поститься во имя Христа. Помню, в тяжкий период, когда, вырываясь из атеизма, жила в различных оккультных предрассудках, как легко было в течение нескольких лет не прикасаться к мясу ради каких-то глупых идей. А вот когда пришла в Церковь и попробовала поститься иначе – не во имя себя, а во имя Бога – сколько препятствий и проблем сразу возникло! Трудным это дело оказалось невероятно.

«Иго мое благо и бремя мое легко», – сказал Господь. Судя по всему, воздержания и подвиги в радость были для любящего Господа отрока. Действительно, невозможно понять вне Бога, зачем нужно до такой степени стеснять себя. Но если задуматься: а не для того ли Господь дал такую силу этому скромному человеку, чтобы показать, ЧТО может горячее стремление к жизни в Боге – сверх всякой меры превзойти законы естества, поставив плоть ни во что, укрепиться духом, соединенным с Творцом. Нет, это не манихейское гнушение телом, это победа божественного в человеке над тленным естеством. И свидетельство тому – необыкновенное нынешнее состояние мощей преподобного: за 470 с лишним лет его плоть не рассыпалась. Значит, плоть человека может быть иной – преображенной…

С детства привыкнув прилагать «труды к трудам» ради Христа, Амос в юношеские годы не представлял для себя никакой другой жизни, кроме иноческой. Слушая рассказ старца Валаамского Спасова монастыря, приехавшего по монастырским делам с другими иноками в соседнюю деревню, юноша до того расположился к монашеству, что

Страница 6