Тайна Сознания. Нейрофизиология Пробуждения - стр. 8
В научном мире к слову «ум» относятся достаточно осторожно, поскольку оно является абстрактной метафорой, выражающей динамические процессы мозговой активности.
Многословное красноречие духовных интерпретаций по поводу ума создает множество различных предположений о нем, зачастую удобно возложить на него ответственность за своё бессилие и тьму в самом себе или выставлять его в качестве внешнего демона или Люцифера.
Порою демонические качества человек слепо называет проявлением эго.
«Эго» в переводе с латыни означает «я» и так же используется в различных интерпретациях. Существует множество подходов к определению эго, потому что различные уровни его организации имеют собственные процессы формирования, собственную природу функционирования и собственную логику взаимодействия с внешним миром.
Прежде чем руководствоваться наставлениями духовных учителей и различных мэтров психологии, необходимо уточнять, какое именно значение вкладывает в это понятие автор. Иначе последующие семантические искажения создадут не просто конфликт терминологий, но еще глубже запутают человека, привыкшего искать истину в словах.
Большинство людей воспринимают эго как элемент личного «я», которое не попадает в Осознание по причинам вовлеченности в свои собственные проекции и идеи о реальности. Основная проблема подобного эго заключена в отсутствии Самосознания, которое позволяет интегрировать подсознательные процессы в Единую функционирующую Живую Систему.
Эта Живая, психически объективизированная система распознается человеком как мысль Я Есть, и это первое проявление Духа в плотной реальности застывших символов.
Эго не может являться проблемой для Духа. Дух в контексте книги – первичная структура Самосознания. Эго не является патологической структурой, как представляют его в различных духовных учениях, а служит, в первую очередь, биологической адаптации к внешним условиям существования. Именно благодаря живому импульсу эго человек начинает свой духовный поиск, сначала в надежде обрести покой, а позже реализовать свою истинную природу.
Совершенно естественно чувствовать тело и наслаждаться Жизнью, следовать целям и воплощать идеи, быть в миру, праздновать себя в Жизни и Жизнь в Себе. Все это приносит Радость Существования и представляет собой Живое проявление Единого. Но линейные интерпретации духовного поиска, зачастую демонизируя Самость, слепо исключают взаимодействие Духа, Души и тела. Поэтому большинство ищущих не понимают просветленных мудрецов, которые, созерцая путешествие Бытия в Себе, проживают жизнь со вкусом, не отказывая себе ни в чем. Такой мудрец глубоко расстраивает человека, застрявшего в догматах аскетизма, и оскорбляет его представления о духовности. Но необходимо искренно и ответственно Осознать: когда человек с наслаждением любуется природой, употребляет пищу или радуется близости родных людей, именно через восприятие структуры эго Жизнь и предоставляет ему эти ощущения.