Размер шрифта
-
+

Таро в искусстве. Что объединяет старшие арканы и работы великих художников? - стр. 3

Родиной Таро часто называют Италию эпохи Ренессанса – мол, именно там сложилась «классическая» система рисунков и знаков: восточная основа + оккультная символика.

В России карты появились, возможно, при Иване Грозном, то есть позднее, чем в Европе, и были привозными. Сохранились документы семнадцатого столетия, запрещавшие карточные игры. Но, скорее всего, многие продолжали играть несмотря на запреты. А при Петре I карты были реабилитированы и стали одним из развлечений на царских ассамблеях. Очень азартными были императрицы Елизавета и Екатерина II, при которых входят в моду расчеты за карточным столом бриллиантами и деревнями. Церковь по-прежнему не одобряла подобные игрища, но у аристократов, как известно, степень допустимого была шире, чем у обычных людей.

И когда же во всей этой истории формируются колоды Таро? Самая популярная версия выглядит так. Когда в Европе появляются первые восточные карты с мечами, кубками и прочим (но без фигурных изображений), возникают несколько направлений в дальнейшем их оформлении. Где-то к этой основе добавляют обычных Рыцарей, Дам, Королей, переименовывают мечи в пики и так далее, и такие колоды превращаются в простые игральные, знакомые всем и каждому. А где-то эту основу дополнительно обогатили оккультной символикой, добавили более интересные, разнообразные и сложные изображения, и на свет появились карты Таро.


П. Спангенберг. Что означает карта? 1911 г.


Кстати, что означает это название? На этот счет нет единого мнения. Известно, что в Италии XV–XVI столетий их именовали tarocco, но происхождение слова никак не объясняется. Возможно, оно происходит от арабского «тарок» или «турук», то есть «путь». Вполне логично, ведь при гадании карты используют именно для того, чтобы они указали путь, по которому следует идти…

Именно из Древнего Египта выводил историю Таро один из самых известных оккультистов XVIII века Антуан Кур де Жебелен.

Погребальный папирус Нани, певицы Амона. XI в. до н. э.


И все же у этой стройной версии есть немало противников. Во-первых, утверждают они, внешне Таро уж очень сильно отличаются от обычных карт, а значит, и происхождение их, скорее всего, иное. Во-вторых, есть упоминания о том, что гадание по похожим изображениям имело место еще в Древнем Египте. И якобы часть символов на картах Таро очень напоминают картинки из древнеегипетской Книги Мертвых. Желающих отсылаем к изображениям этих папирусов (в различных изданиях и в Сети их представлено достаточно много), и насколько сильно рисунки на картах Таро напоминают Книгу Мертвых – судите сами! Уточним только, что Книга Мертвых использовалась как сборник религиозных текстов и заклинаний, которые должны были облегчить покойнику переход в мир иной. То есть, уверяют сторонники египетской версии, создатели Таро вовсе не придумали свои колоды на основе восточных игральных карт в эпоху Возрождения, а восстановили искусство предсказаний, существовавшее еще за много столетий до нашей эры! А так как в Древнем Египте (да и во многих других древних государствах) гадания были не развлечением, а частью официального культа, то карты Таро благодаря такой версии одним махом превращаются не в настольную игру, а в нечто таинственное, глубокое и, скажем так, влиятельное.

Страница 3