Размер шрифта
-
+

Таро в искусстве. Что объединяет старшие арканы и работы великих художников? - стр. 2

В Японии до сих пор существует игра, представляющая собой гибрид карт и лото, – «Ута-гарута». Там нужно еще и собирать стихотворение из отдельных, напечатанных на картах фрагментов. История этой игры тоже достаточно древняя.

Согласно популярной версии, эти самые прообразы карт, родившись в Китае, проникли в Индию, Персию, Египет и на территории, занятые арабами. Там они дополнительно обогатились различными символами и в итоге приехали в Европу, первоначально, скорее всего, в Испанию и Италию. Произошло это приблизительно в XIV столетии.

Именно арабам часто приписывают честь нанесения на карты числовых обозначений – они были необходимы для подсчета набранных очков в разных версиях игр и, соответственно, для выявления победителя. Скорее всего, уже во время «путешествия» с Востока в Европу (возможно, тоже на арабских территориях) на картах закрепились символы, ныне характерные для Таро, например кубки, мечи, монеты и так далее.

Что же касается фигурных изображений – всевозможных Рыцарей, Королей и прочих, – то, скорее всего, они появились на картах уже в Европе, ведь, как известно, ислам запрещал изображение живых существ.

Получается, что уже в эпоху Средневековья в Европе появляется то, что можно назвать карточными колодами. Примерно тогда же на картах начинают активно гадать. Из Италии они проникают во Францию и Германию, и, по мнению многих исследователей, именно французы делают игральные колоды такими, какими мы привыкли их видеть сейчас: появляются две черные и две красные масти. Причем есть версия, что мечи трансформировались в пики, монеты – в бубны, палицы – в трефы, а кубки – в черви. Постепенно закрепились такие элементы колоды, как Туз, Король, Дама, Валет; числовые карты получили обозначения от 2 до 10. Были также карты без обозначения мастей – видимо, там имело значение только «старшинство». Джокеры, или Шуты, которые во многих играх могут заменять собой любую карту, скорее всего, появились в колодах достаточно поздно.


А. Анкер. Предсказание будущего. 1880 г.


С течением времени возникли различные вариации сложившейся в Европе колоды. Например, популярен вариант, в котором самой младшей картой является не двойка, а шестерка – а Джокеры вообще отсутствуют.

Практически сразу с картами и картежниками начала бороться церковь. Во-первых, гадание было тяжелым грехом, потому как будущее знает только Господь Бог, и пытаться ставить себя на его место нельзя. Во-вторых, азарт и жажда денег, с которыми часто связывались карточные игры, недостойны верующего человека; лучше бы церковную десятину вовремя платили! И, наконец, в-третьих, в карточных символах (пиках и прочем) служителям церкви виделись прозрачные ассоциации с орудиями пыток и казни Христа. И использовать подобные символы для недостойной игры было кощунственно!

Страница 2