Размер шрифта
-
+

Талисманы и амулеты - стр. 6

Таким образом, мы видим, что сила заклинания покоится на именах, входящих в состав амулета. Амулеты с ангелами сохранились и в другом виде – в виде медальонов. Так называемые змеевики очень часто носят на себе изображение ангела. На снимках змеевиков, опубликованных в прошлом веке, ясно видно изображение архангела Михаила – одного из ангелов, имеющих власть над демоном. При изображении обыкновенно подписано и имя ангела.

Более близкое отношение к заговору имеют так называемые печати Соломона. Это амулет, о котором упоминает Соломон в «Притчах». На таких амулетах всегда изображается либо один из ангелов, имеющих власть над дьяволом, либо сам Соломон. Амулет Соломона имеет значительное отличие от амулета Сираха. Амулет Сираха, как мы видели выше, представлял собой изображение трех ангелов. Печати же царя Соломона обыкновенно имеют изображение одного ангела или Соломона, поражающего демона. Этот рисунок сопровождается надписями, содержащими имена ангелов и угрозу демону. Изображение поражения демона – главная отличительная черта печати Соломона. Так, на одном амулете изображен Соломон, едущий на коне и поражающий женоподобного демона с атрибутами змеи.

Другой талисман изображает Соломона и ангела, совместно поражающих демона. Один амулет, приобретенный археологом Даниэлем Шлюмберже в Смирне в начале нашего века, ученый описывает так: «Соломон, сидящий на коне, попирает змея (демона) с женскими чертами у ног своих и поражает того жезлом в голову. На другой стороне амулета – надпись, угрожающая демону смертью в случае, если он нанесет вред хозяину амулета». На амулете, найденном в Константинополе, всадник Соломон поражает копьем женоподобного демона, лежащего на земле. То же изображается на ряде амулетов, приобретенных в Бейруте. Аналогичные рисунки находим и на змеевиках. Только там святой никогда не изображается всадником, а демон чаще изображается в виде змеи.

Надпись на одном из этих амулетов прямо соответствует концу заговора, где демону запрещается касаться какого-либо члена.

Что же конкретно охраняли печати царя Соломона? Согласно легенде печати Соломона употреблялись обычно против дурного глаза. Об этом свидетельствует сам характер рисунков на некоторых из них. Так, на одном амулете видим изображение глаза и льва, бросающегося на него. На другом же против глаза направлены три ножевых острия и пасти пяти животных. Все подобные рисунки, конечно, говорят о том, что амулеты, содержащие их, направлялись против дурного глаза (сирийские заговоры против дурного глаза были особенно распространены в Европе).

Страница 6