Размер шрифта
-
+

Талисманы и амулеты - стр. 5

Как мы видим, имена на амулете – главная причина приписываемой ему силы. Откуда же маг, изготовлявший амулет, узнавал эти имена? Как повествуют дошедшие до нас магические книги, демон обычно сам проговаривается о том, чего он опасается. При некотором старании защитные имена можно выпытать у него самого. Так, царь Соломон, известный своими способностями к колдовству, владел согласно преданию неким чрезвычайно сильным амулетом (так называемой соломоновой печатью). В притчах царя Соломона от его лица рассказывается о том, как он выведал от демона имя страшного для него ангела. Затем Соломон велел повесить демона перед храмом. Судя по легенде, Соломон уже до того обладал печатью, дававшей власть над демонами. А печать Соломона как раз и есть амулет с именем, страшным для демона. Таким образом, легенда, пытающаяся объяснить, откуда на амулете появилось имя ангела, сама уже предполагает существование амулета, на котором писалось это имя. Сам амулет – первичен, а надписи, а также объяснения рисунков на нем могли изменяться по мере того, как люди забывали смысл первоначального изображения.

Постепенно прежние боги стали восприниматься как злые демоны (так, христианский Сатана – падший ангел и воплощение злого начала – был до принятия христианства добрым богом, одним из множества представителей языческого пантеона).

Возможно, демоны на амулетах были в древности ангелами-хранителями. Новая религия объявила прежних богов «вне закона», в сознании людей они постепенно приобретали негативные качества, а изображения и имена прежних божеств на амулетах стали восприниматься как символы того зла, от которого должен защитить амулет.

Безусловно, сам амулет намного древнее всех современных религий. Возможно, трактовка его рисунка менялась неоднократно, но сам ореол волшебства сохранялся за ним постоянно и обеспечивал магическую силу независимо от того, что он означал для людей, живших три-четыре поколения назад.

До нашего времени дошли отдаленные потомки древних амулетов.

Мотивы, которыми они проникнуты, отсылают нас к древним верованиям, бытовавшим на территории нынешней Центральной Азии и Европы. Но трактовка этих амулетов уже носит явные следы народного «бытового» (полуязыческого) христианства.

Надо сказать, что прежние амулеты как нельзя более подходили для включения в рамки христианской традиции. Что же это были за амулеты?

В одном предании рассказывается, что когда маг Сирах приступил к лечению Навуходоносора-младшего, то он на хорошем папирусе нарисовал амулет, изобразил на нем трех ангелов с крыльями, руками и ногами, начертил и имена их: Shoi, Snsnoi, Smnglf. Изображение подобного же амулета в сопровождении заклинания сохранилось еще в одной древней книге.

Страница 5