Размер шрифта
-
+

Таинство, Слово и Образ. Православное богослужение - стр. 16

. «Ныне отпущаеши» как бы итог ветхозаветной Истории Спасения и благодарственная хвала грядущему Господу.

Утреня

Как мы уже говорили, в праздники Рождества и Пасхи, а в некоторых монастырях и в иные дни вечерня смыкалась с молитвами, которые продолжались до утра. Хотя такие всенощные богослужения теперь редки, вечерня, соединенная с утреней, сохранила название «всенощного бдения».

В начале утрени звучит вифлеемское благовестие:

Слава в вышних Богу,
и на земли мир,
в человецех благоволение
(Лк 2,14).

В храме гасятся светильники, чтобы полумрак способствовал молитвенной сосредоточенности. Начинается чтение шести псалмов (Шестопсалмие), обычай, заимствованный из иудейской практики евангельских времен.

Первый псалом (3-й) – это вопль души, истерзанной скорбями, которая только в Небесном Отце видит свое упование; во втором псалме (37-м) человек исповедует перед Богом свою греховную немощь; третий псалом (62-й) – голос мистической жажды; четвертый (87-й) – песнь муки и надежды; пятый (102-й) – гимн благодарения; шестой (142-й) выражает торжество над злом.

Как и вечерня, утреня начинается великой ектенией, которую предваряет Шестопсалмие. После нее звучит пение: «Бог Господь и явися (то есть явился) нам; благословен Грядый во имя Господне», а затем читаются кафизмы, отрывки из псалмов, которые полагалось слушать сидя.

На всенощной после кафизм следует торжественное прославление любви и милосердия Божия, полиелей. Полиелей начинается песнопением, составленным из стихов Псалтири («Хвалите имя Господне…»). После каждения всего храма поется «величание» святому или празднику и читается Евангелие, а затем присутствующие подходят приложиться к праздничной иконе и Евангелию. В память о братских трапезах первых христиан, которые сопровождались помазанием благовонным маслом, епископ (или священник) начертывает елеем знак креста на челе подходящих к иконе праздника.

Пока люди прикладываются, хор поет канон утрени. Слово «канон» означает правило. В древности каноном назывались тексты, собранные в определенном порядке, который освящен традицией.

Канон утрени состоит из девяти «песней». Каждая из них сложена по образцу какого-нибудь библейского гимна. В соответствии с праздниками и временем церковного года текст и мелодия меняются. Неизменными остаются только темы из Священного Писания:

1. Песнь Моисея после избавления от всадников фараона (Исх 15).

2. Обличительная песнь Моисея (Исх 32). Вторая песнь в каноне обычно опускается (кроме времени поста).

3. Песнь Анны, матери пророка Самуила (I Цар 2).

Страница 16