Таинственный Леонардо - стр. 24
Сначала Леонардо мог только наблюдать за этими представлениями из толпы, они должны были поразить его воображение в сравнении с бедными праздниками, которые он видел на городской площади в Винчи. Всего через несколько лет, поступив в мастерскую Андреа Верроккьо, он, напротив, примет самое активное участие в создании некоторых украшений для знаменитых рыцарских турниров Джулиано Медичи, проводившихся на площади Санта-Кроче в 1475 году. Брат Лоренцо предстал на площади облаченным в серебряные доспехи и шлем, изготовленные учителем Леонардо. В мастерской Верроккьо делали не только великолепные надгробные памятники для новых дворянских часовен и впечатляющие алтарные ниши, но и конские чепраки, штандарты, украшения и доспехи; над ними трудилась целая группа ремесленников, среди которых был и юный Леонардо.
В мастерской Андреа анатомировали трупы, что широко практиковалось в ту эпоху в художественных мастерских, и устраивали «смотр» античным скульптурам, которые флорентийская знать приобретала на антикварном рынке. Возле сада Сан-Марко Лоренцо Великолепный устроил что-то вроде лавки под открытым небом, где были собраны античные мраморные скульптуры, рельефы, саркофаги, фонтаны и бассейны любого размера и на любой вкус. Леонардо посчастливилось очутиться в самом центре этого парка чудес, где, как казалось, Лоренцо организовал настоящую академию искусств, вдохновленный обнаруженными при раскопках предметами античного искусства.
Поверхностные знания, полученные художником в Винчи, в эти первые флорентийские годы быстро обогащались его новыми исследованиями в широком диапазоне – от изучения античности и экспериментирования с новыми сюжетами до технических проектов, связанных с природными штудиями. Верроккьо был не только знатоком антиквариата, он обладал широким набором необычайных умений, заставлявших его ставить бесконечные эксперименты: он соединял в себе профессии художника, ювелира, гравера, кузнеца, инженера и архитектора. В городе его сравнивали с Лисиппом[36] и почитали как одного из самых таинственных алхимиков, прозвав его «сыном бога Меркурия». Учитель делился знаниями, почерпнутыми из античных источников, со своими юными сотрудниками (помимо Леонардо в его мастерской трудились Перуджино, Синьорелли, Боттичелли и Лоренцо ди Креди), которым давалось задание проверять каждую идею, экспериментируя и пробуя до тех пор, пока не будет достигнут результат, удовлетворяющий заказчика. Леонардо единственный из всех учеников унаследовал широкую гамму интересов своего учителя.