Размер шрифта
-
+

Святые великомученицы Екатерина и Варвара - стр. 18

С XI века образы святой Екатерины получают широкое распространение; с каждым столетием их число многократно увеличивалось, что во многом было связано с почитанием ее мощей, обретенных на Синае, и возрастающей известностью Синайского монастыря. В монастыре великомученицы Екатерины на Синае хранится целый ряд икон с образом святой Екатерины, на некоторых она представлена с великомученицей Мариной (иконы XI, XIII вв.). Вероятно, совместные изображения этих святых объясняются, прежде всего, их почитанием как целительниц.

Образ великомученицы Екатерины включался в большинство церковных декораций средне– и поздневизантийского периода, если там изображались святые жены. В монументальной живописи великомученица Екатерина также нередко изображается со святыми женами, известными даром целительства.

На мозаике нартекса кафоликона монастыря Осиос Лукас (30-е гг. XI в.) великомученица Екатерина представлена между святыми Ириной и Варварой, в царских одеждах, с крестом в правой руке и сферой с крестом в левой.

Иконописные изображения святой Екатерины во многих случаях связаны по происхождению с монастырем великомученицы Екатерины на Синае: ранняя житийная икона – «Великомученица Екатерина с 12 клеймами жития» (начало XIII в.); с великомученицей Мариной Александрийской великомученица Екатерина представлена на иконе XI века; среди избранных святых – на иконе «Распятие» (ок. 1100); на нижнем поле диптиха «Великомученик Прокопий. Богоматерь «Киккская»» (посл. четверть XIII в.) (все находятся в монастыре великомученицы Екатерины на Синае).

Образ великомученицы Екатерины включали в состав минологиев. В мучении она представлена в минейном цикле из 6 икон 2-й половины XI – начала XII века (монастырь великомученицы Екатерины на Синае).

В палеологовское время в соответствии с новыми стилевыми тенденциями облачение святой Екатерины приобрело особенную роскошь (церковь Вознесения в Веррии (ок. 1315). По моде того времени ее волосы были уложены под сетчатым головным убором, в ушах – продолговатые висячие серьги (двойные или тройные), на голове – высокая корона (икона XIV в. из монастыря великомученицы Екатерины на Синае). Иногда великомученицу Екатерину представляли с распущенными волосами: фреска из церкви Панагии Гуверниотиссы на острове Крит (XIV в.); предположительно на 2-сторонней иконе «Святая Екатерина и святые Зосима и Мария Египетская» (2-я пол. XIV в., Византийский музей в Афинах).

В поствизантийское время облик великомученицы с волосами, уложенными под сетчатый головной убор (обычно красного или синего цвета), и длинными серьгами был более распространен: в церкви Введения Пресвятой Богородицы во храм в Склаверохори на острове Крит (критские мастера, XV в.); на иконах из монастыря великомученицы Екатерины на Синае: «Богоматерь Одигитрия с избранными святыми» (мастерская Андреаса Рицоса, 2-я пол. XV в.); на иконе «Великомученица Екатерина» (кон. XV – нач. XVI в., монастырь Симонопетра на Афоне) святая Екатерина представлена с 8-конечным крестом на длинном древке в правой руке; на иконах из монастыря апостола Иоанна Богослова на Патмосе «Богоматерь и великомученица Екатерина» (мастер Ангелос, ок. 1600) и «Великомученица Екатерина» (XVII в.). На иконе XVI века (Византийский музей, Афины) святая изображена в рост с венцом на распущенных волосах, в правой руке у нее крест, левой она опирается на колесо, изображения которого наряду с другими атрибутами святой Екатерины, пальмовой ветвью и Распятием, появились в произведениях критских мастеров под влиянием западноевропейских живописцев в XVI веке.

Страница 18