Святые великомученицы Екатерина и Варвара - стр. 16
С 1571 года в Польше действует женская монашеская конгрегация святой Екатерины (резиденция – в аббатстве Гроттаферрата, близ Рима). Великомученица Екатерина почитается и в других странах Западной Европы: в средние века почитание мученицы распространилось на территории Великобритании, особенно на Уэльсе. Она стала одной из самых чтимых святых в средневековой Швеции, где сохранилось около 300 изображений святой Екатерины (фрески, иконы, скульптуры). Великомученица Екатерина почитается на Западе как покровительница учащегося юношества, богословов и философов, а также Парижского университета.
Почитание великомученицы Екатерины у южных славян и в России
Применительно к эпохе Средневековья достаточно трудно выделить определенные периоды и районы особого почитания святой Екатерины. Пространное «Мученичество» Екатерины переведено в составе дометафрастовских Миней-Четьих в Болгарии в X веке или для Руси в XII веке (по мнению Д. Е. Афиногенова): краткие «Мученичества» святой Екатерины входят в Прологи, служба помещена в годовом комплекте Миней служебных. Служба ей не встречается в доиерусалимских Минеях Праздничных. Метафрастова редакция «Мученичества» Екатерины была переведена в последней трети XVI века в кружке А. М. Курбского.
Об истории почитания великомученицы в Болгарии и Сербии сохранилось очень мало сведений. Ее имя не входит в царский ономастикон, возможно, потому, что воспринималось, прежде всего, как монашеское, а в Сербии отчасти и как «латинское» (из-за широкого распространения в Италии и католической Далмации).
Сходная ситуация наблюдается на Руси, по крайней мере, до XV века. В домонгольское время известен только один случай наречения именем Екатерина в княжеской семье – дочери великого князя Всеволода Ярославича. С XV века (очевидно, во 2-й половине) наблюдается достаточно широкое распространение изображений святой Екатерины в русской иконописи, в том числе житийной. Только в XVII веке имя Екатерины вошло в царский ономастикон – его носила родившаяся в 1658 году дочь царя Алексея Михайловича. С этим связан новый перевод «Мученичества» святой Екатерины, выполненный иеромонахом Арсением Греком и опубликованный в 1660 году в составе Анфологиона, а также упоминание святой Екатерины (наряду с носящей ее имя царевной) в эпиграмматическом цикле «Еленхос», написанном в 1675 году иеромонахом Епифанием (Славинецким). На месте явления царю во сне великомученицы Екатерины, возвестившей о рождении дочери, в 1660 году был основан Екатерининский монастырь (пустынь), «что в Ермолинской роще» близ Подольска. Расцвет популярности имени в аристократической среде относится к XVIII–XIX векам и, несомненно, связан с тем, что его носили две императрицы.