Святые отцы об исповеди. Духовник и отношение к нему - стр. 25
Бог от нас требует покаяния, как скоро согрешим, и не велит его откладывать.
Святитель Иоанн Златоуст покаяние называет добродетелью, ведущею в Царство Небесное. В чем состоит сия добродетель? Не в ношении ли на теле нашем тяжких вериг? Не в сухоядении ли или в таких постах, чтобы питаться одним хлебом и водою? Не в том ли, чтобы скрыться в пещеру и всю жизнь провождать в уединении? Не требует Господь Бог от всех нас так много, хотя таковой образ святой жизни Ему весьма угоден и много содействует к достижению совершенства. Он и тем благоволит довольствоваться, чтобы мы, точно познав всю гнусность грехов наших и истинное возымев к ним омерзение, повинились Ему в оных пред духовником, ни одного не утаив, и оплакивали оные с искренним сокрушением сердца.
Если кто будет исповедаться, не имея истинного сожаления о том, что согрешил, и не чувствуя сокрушения в сердце своем, то не получит от Бога прощения в грехах своих. Все богословы единогласно утверждают, что без сокрушения истинного, чувствования великой печали о том, что мы согрешили, никому Бог вины не прощает.
Иные кающиеся, совсем не приготовясь к исповеди, приходят к духовнику, надеясь на него, что он их обо всем спросит и напомнит грехи. То правда, что весьма полезно, чтобы духовник спрашивал исповедающегося о всех родах грехов, сообразуясь с летами, разумом и состоянием каждого, со всевозможною осторожностью, чтобы не научить тому, чего он не знает. Но нимало человеку не полезно совсем надеяться на духовника, что он все грехи ему напомнит. Надо, чтобы прежде исповеди христианин приготовился, все свои прегрешения вспомнил и, обвинив себя в них перед Богом мысленно и сокрушаясь всем сердцем, пошел к духовнику и рассказал ему все грехи свои. Ибо если кто не приготовясь исповедается, то даже ежели ему духовник грех его напомнит и он в нем ему признается, то такое признание будет сделано мимоходом, без надлежащего сокрушения и чувствования, сколь великое есть дело оный грех его. Ибо в ту минуту, в которую ему духовник грех его напомнит, нельзя вдруг исполниться нужными при покаянии расположениями духа и сокрушиться с глубоким самоуничижением, которого требует настоящая исповедь.
Не стыдись… священник хранит тайну исповеди
Ежели теперь стыдишься сказать грех свой духовнику, который такой же человек, как и ты, и больше может согрешить, нежели ты, если не будет вспомоществуем милосердием Божиим, то что будет, когда оный грех открыт будет на Страшном суде Господнем в присутствии Бога и бесчисленных святых Его? Стыд исповеди нимало не приличен, и он изобретен диаволом… Ежели же нам Господь Бог, по неисповедимому Своему милосердию, назначил судьею такого человека, как и мы, такою же слабою плотию одетого, то для чего же нам духовнику нашему не открыть искренно нашей совести, и особенно когда совершенно знаем, что он не может ни самомалейшего нашего порока никому открыть, будучи обязан строгостью закона и своею должностью к соблюдению тайны исповеди.