Святые отцы об исповеди. Духовник и отношение к нему - стр. 27
Посему все грехи, в коих христианин раскаивается перед священником, обещая впредь не грешить, благодатию Божиею заглаживаются, ибо покаяние названо вторым крещением.
Старайтесь почаще исповедоваться духовнику своему, ничего не утаивая, с сердечным сокрушением о содеянных грехах, коими мы так много прогневляем милосерднейшего Господа; имейте твердое желание и просите помощи Божией, дабы впредь избегать грехов. Хотя никто не может о себе сказать, что он не согрешит, но надо всевозможно стараться удерживаться от грехов и понуждать себя к добру.
Исповедание самое искреннее, неустанное много защищает от повторения искушений.
Есть плач сердца без слез, но такой же сильный, как слезы.
Не потерпим помыслов, умаляющих грехи наши и успокаивающих нас отпущением грехов (преподобный Максим Исповедник).
На исповеди запрещается сдавать свои грехи по частям, как делают иные люди хитрые, т. е. половину или больше незначительных грехов передают они на исповеди одному (знакомому) духовнику, а другую половину, более тяжких грехов, – другому духовнику, который не знает их. Это было бы недобросовестно и лукаво. Так делают иные оттого, что своего знакомого духовника стыдятся и потому, как фарисеи, своему духовному отцу передают лукаво и бессовестно только мелкие и обыденные грехи, а с теми грехами, которые более тяжки, идут к другому, незнакомому, или, по их понятию, более снисходительному духовнику. Таковые забывают, что они таким действием обманывают не духовника, а Самого Спасителя и Бога и через то уничтожают Таинство Святого Покаяния и становятся недостойными и Святого Причащения.
Вообще неприлично без крайней нужды и причины, по одной только прихоти, менять духовников, как это делают иные, ища такого духовного отца, который бы поменьше спрашивал, не строго обличал и почаще разрешал принятие Святых Таинств – даже и тому, кто сам чувствует, что их недостоин.
Есть, к несчастию, люди, которые скрывают свои грехи на исповеди. Так, одни из-за ложного страха, другие из-за ложного стыда, третьи из гордости, иные, наконец, просто по невежеству, утаивают при покаянии свои беззакония от священника, а через это удваивают их, потому что лгут пред Самим Господом Иисусом Христом, исповедание их приемлющим. Сокрытием своих грехов вы угождаете диаволу, который яко лев рыкая, ходит, иский кого поглотити (1 Пет. 5: 8), ища вашей погибели.
Греховным помыслам должно противиться, а увлечения ими немедленно врачевать покаянием… Греховные помыслы и ощущения не должно рассматривать, чтобы они не вкрались в душу и не заразили ее, должно их немедленно отвергнуть