Святые Архангелы Михаил и Гавриил - стр. 1
© Издательство «Благовест» – текст, оформление, оригинал-макет, 2013
Предисловие
Согласно вере Православной Церкви, наряду с нашим видимым миром Бог также сотворил и мир невидимый – ангельский. Ангельский мир – мир духовный: он состоит из бесплотных разумно-свободных существ, пребывающих в единении с Богом и служащих Ему.
Еще до грехопадения человека в ангельском мире произошло разделение: часть ангелов под водительством сатаны – изначально одного из высших ангелов – восстала против Бога. Однако же, большая часть ангелов под водительством Архангела Михаила не поддалась соблазну и выступила против сатанинского воинства. В результате, восставшие ангелы были свергнуты с небес и в силу своего грехопадения стали демонами – бесами. Но, несмотря на такой ущерб, нанесенный миру ангельскому, ангелы, сохранившие верность своему предназначению, по-прежнему пребывают в воле Божией и несут свое служение Богу и сотворенному Им видимому миру – миру людей.
Среди всего сонма Небесных Сил бесплотных наибольшим почитанием пользуются Архангелы Михаил и Гавриил, которым и посвящена данная книга. Архангел Михаил – Архистратиг Небесных Сил, первым начавший борьбу с падшими духами, и доныне пребывает на страже мира видимого и невидимого. Архангел Гавриил – вестник Тайн Божиих, много послуживший спасению рода человеческого, также продолжает свое служение.
В честь Архангелов Михаила и Гавриила освящено множество храмов и обителей по всему православному миру. К ним прибегают верующие с просьбой о молитвенном предстательстве перед Богом, помощи и защите. Молитвы, обращенные к Архангелам, не остаются без ответа – известно множество примеров их помощи и заступления.
Представленный сборник предназначен для широкого круга православных читателей. Его открывает краткий рассказ о небесной иерархии. Далее следуют тексты, посвященные Архангелам Михаилу и Гавриилу, где повествуется о служении Архангелов и их явлениях, о почитании и иконографии Архангелов. Далее в сборнике содержатся рассказы о чудесах Архангелов. Кроме того, в сборник включены приложения, включающие проповеди, посвященные Архангелам Михаилу и Гавриилу, рассказ о храмах и обителях, освященных в честь святых Архангелов, а также акафисты и молитвы Архангелам.
Анна Маркова
Небесная иерархия
Согласно Священному Преданию и Священному Писанию Православной Церкви, кроме физического, существует духовный мир, населенный разумными существами, именуемыми ангелами.
Слово «ангел» на греческом языке значит вестник. Священное Писание их именует так потому, что Бог нередко через них сообщает людям Свою волю. В чем же, собственно, состоит их жизнь в духовном мире, который они населяют, и в чем заключается их деятельность – мы почти ничего не знаем. Они пребывают в условиях, совершенно отличных от материального мира.
Тем не менее, один из разделов богословской науки содержит учение об ангелах и именуется ангелология (от греческого αγγελος – «ангел» и λογος – «учение»). В его основе лежит Божественное откровение, содержащее сведения о духовном мире. Значительная часть этих сведений заключена в Священном Писании Ветхого Завета. В Новом Завете также часто упоминается об ангелах. Кроме того, различные сведения об ангелах содержатся в творения святых отцов, особенно в этом плане выделяется труд Дионисия Ареопагита «О небесной иерархии».
Ангелы сотворены до создания вещественного мира. По своей природе они относятся к невидимому миру – Священное Писание называет их духами. Ангелы не имеют плоти и костей, не подвержены плотским нуждам, не подвластны физическим и физиологическим законам. Однако среди святых отцов нет единого мнения относительно того, являются ли ангелы чистыми духами или они обладают «тонким» – то есть духовным телом. Мнение об абсолютной бестелесности ангелов в Русской Церкви отстаивал святитель Феофан Затворник, который полемизировал со святителем Игнатием (Брянчаниновым), признававшим некую ангельскую телесность. Возможности ангельской природы ограничены. И хотя она превосходит природу человека крепостью и силою (см. 2 Пет. 2: 11) и позволяет совершать необычные действия, тем не менее ангелы не постигают Божественной сущности, которую знает только Сам Бог. Искупление человеческого рода, совершенное Спасителем, для них является тайной, в которую они желают проникнуть (см. 1 Пет. 1: 12), причем постижение этой тайны совершается ими через Церковь (см. Еф. 3: 9–10). Преуспеяние ангелов в познании совершается одновременно с их преуспеянием в духовной жизни. Так же, как и человеческая природа, ангельская природа подвержена изменению; как известно, часть ангелов, уклонившись ко злу, пала.