Размер шрифта
-
+

Святые Архангелы Михаил и Гавриил - стр. 3

Престолы – отличаются незыблемостью и неизменностью в восприятии Божественного света; они открывают себя для Божественных озарений. Престолы, преимущественно перед всеми чинами ангельскими, ощущают, созерцают Бога, как Царя Славы, Царя всего мироздания, Царя, творящего суд и правду, Царя царствующих, как Бога великого, крепкого и страшного. Престолы не только ощущают и воспевают величие Божие, но и сами исполняются этим величием и славою и другим дают его чувствовать, переливают как бы в сердца людские преисполняющие их самих волны величия и славы Божественной.

Господства – всегда устремлены к «Господу господствующих»; они постоянны в своей свободе и не подвержены никаким властным влечениям. Они вникают в управление Божие тварями, в попечение, промышление Божие о всем невидимом и видимом, малом и великом.

Силы – ангельский чин, наделенный непреоборимым мужеством, которое отражается на всех их богоподобных действиях. Силы, стремящиеся к Богоподражанию, не остаются праздными от лености, но неуклонно взирают на высочайшую и всеукрепляющую Силу и, сколько возможно, по своим силам, соделываются Ее образом; они совершенно обращены к Ней, как источнику Сил. Им свойственно сообщать Божественную силу нижестоящим существам.

Власти: принадлежащие к этому чину ангелы созерцают и прославляют Бога, как всемогущего. Власти посредством полученного ими могущества устрояют премирное духовное владычество и символически являют своим служением природу подлинной власти, которая выражается не в господстве, а в любви.

Начала обращены к безначальному Началу. Они отпечатлевают в себе, сколько возможно, образ Божий. Им вверено начальство над стихиями природы, а также и над целыми народами. Они выражают безначальное Начало в мировом строе начальствующих сил.

Архангелы – это учители небесные. Архангелы осуществляют в духовном мире невидимое водительство, хранят его единство и открывают людям тайны домостроительства Божия.

Ангелы – окончательно заключают все чины небесные. Через них Божественный благодатный свет нисходит на землю. Ангелы – хранители людей, ведут человека по жизни, руководят, охраняют идущего, дабы не уклонился он в сторону, изнемогающего подкрепляют, падающего поднимают.

В системе «Ареопагитик» все три триады находятся в жестком соподчинении. Поэтому ангелы, занимающие в ней более низкое положение, могут общаться с Богом и получать от Него благодатные дары только посредством вышестоящих ангелов. Соответственно и человек может непосредственно общаться только с последним чином ангелов третьей триады. Жестко закрепленный принцип иерархического посредничества – это то, что является самым уязвимым в небесной иерархии «Ареопагитик», поскольку ангелология Священного Писания не укладывается в иерархию Дионисия. Так, например, Серафим в книге пророка Исаии является непосредственным посланником Бога. Или же, согласно Откровению Иоанна Богослова, Архангел Михаил назван главой небесного воинства и предводителем всех ангельских чинов; в этом качестве его и почитает Церковь. Однако в системе Дионисия архангельский чин – один из низших в небесной иерархии.

Страница 3