Размер шрифта
-
+

Святой равноапостольный князь Владимир и Крещение Руси. Сборник статей - стр. 9

О дивное чудо! Другие цари и властители, видев все это, святыми мужами свершаемое, не только не веровали, но и предавали еще тех на страдания и мучения. Ты же, о блаженный, безо всего этого притек ко Христу, лишь благомыслием и остроумием постигнув, что есть единый Бог, Творец всего невидимого и видимого, небесного и земного, и что Он послал в мир, ради спасения его, возлюбленного Сына Своего. О том помыслив, ты и вошел в святую купель. И то, что кажется иным юродством, силой Божией тебе вменилось (1 Кор. 1, 18).

Приведем из Священного Писания и иное, более ясное и верное свидетельство, относящееся к тебе и принадлежащее апостолу Иакову: обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов (Иак. 5, 20).

Если таково воздаяние от Преблагого Бога обратившему даже одного человека, то какое же блаженство приобрел ты, о Василий? Какое упразднил ты бремя греховное, обратив от заблуждения идольского прельщения не одного человека, не десять, не град, но всю область сию?

Сам Христос Спаситель дарует нам уверение и показывает, какой славы и чести сподобил Он тебя на Небесах, говоря: всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным (Мф. 10, 32). Но если только лишь исповедавший Христа пред людьми исповедан будет Им пред Богом и Отцом, то какой похвалы от Него сподобишься ты, не только исповедавший, что Христос есть Сын Божий (Деян. 8, 37), но исповедавший и веру утвердивший в Него не на одном соборе, а по всей земле сей, и воздвигший церкви Христовы, и поставивший служителей Ему?

О подобный великому Константину, равный ему умом, равный любовью ко Христу, равный почтительностью к служителям Его! Тот со святыми отцами Никейского Собора полагал закон народу своему – ты же, часто собираясь с новыми отцами нашими – епископами, с великим смирением совещался с ними о том, как установить закон нашему народу, новопознавшему Господа. Тот покорил Богу царство в еллинской и римской земле, ты же – на Руси, ибо Христос уже как у них, так и у нас зовется Царем. Тот с матерью своей Еленой веру утвердил, принеся крест из Иерусалима и распространив его по всему миру своему, – ты же с бабкою твоею Ольгою веру утвердил, принеся крест из нового Иерусалима, града Константинова, и поставив его по всей земле твоей. И, как подобного ему, соделал тебя Господь на Небесах сопричастником одной с ним славы и чести в награду за благочестие твое, которое стяжал ты в жизни своей.

Востань, о честная глава, из гроба твоего! Востань, отряси сон! Ибо ты не умер, но спишь до всеобщего востания. Востань, ты не умер! Не надлежало умереть тебе, уверовавшему во Христа, Который есть Жизнь, дарованная всему миру (Ин. 11, 25; б, 33). Отряси сон, возведи взор и увидишь, что Господь, таких почестей сподобив тебя там, на Небесах, и на земле не без памяти оставил в сыне твоем. Востань, посмотри на чадо свое, сына Георгия, посмотри на кровного своего, посмотри на возлюбленного своего, посмотри на того, кого Господь извел от чресл твоих, посмотри на украшающего престол земли твоей и возрадуйся, и возвеселись!

Страница 9