Размер шрифта
-
+

Святой равноапостольный князь Владимир и Крещение Руси. Сборник статей - стр. 6

Сложное положение Церкви в Синодальный период, когда ее старались превратить в часть государственного механизма, и тяжелейший опыт десятилетий гонений, тотального контроля и подавления в годы Советской власти, явственно показали, что никакие усилия и гонения не смогут вполне подчинить Церковь государству, что невиданные с времен римских императоров Нерона и Диоклетиана репрессии лишь скрепляют невидимое, небесное основание Церкви кровью новых мучеников. Но этот же опыт свидетельствовал и о живой вере в народе, и делал еще более очевидным тот факт, что истинно патриотическая государственная власть, власть, думающая о своем народе не только как о населении, живущем на каком-то географическом пространстве, но как о единой духовной и культурной общности – о народе в полном смысле этого слова, будет стремиться к сотрудничеству с Церковью, как с наиболее верным хранителем и выразителем истинного народного самосознания, истоком и хранителем самого его духовного самоопределения.

От всей души приветствую вас, уважаемые участники конференции, и надеюсь, что ваш совместный двухдневный труд будет плодотворным и станет еще одним шагом в понимании истоков и оснований сложнейших церковно-государственных отношений.

Свидетельства прошлого

Святитель Иларион Киевский. Похвала великому князю нашему Владимиру (Из Слова о Законе и Благодати) (ЖМП, 1988, № 2. С. 36–38)

И исполнились слова Спасителя: многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю (Мф. 8, 11–12). И еще: отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его (Мф. 21, 43).

К ним же и послал Христос учеников Своих, говоря: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет (Мк. 16, 15–16). И еще: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам (Мф. 28, 19–20).

И подобало благодати и истине воссиять над новым народом. Ибо не вливают, по словам Господним, вина нового, учения благодатного, в мехи ветхие, обветшавшие в иудействе, – а иначе прорываются мехи, и вино вытекает. Не сумев ведь удержать закона – тени, но не единожды поклонявшись идолам, как удержат учение благодати – истины? Но новое учение – новые мехи, новые народы! И сберегается то и другое (Мф. 9, 17).

Так и совершилось. Ибо вера благодатная распростерлась по всей земле и достигла нашего народа русского. И озеро закона пересохло, евангельский же источник, исполнившись водой и покрыв всю землю, разлился и до пределов наших. И вот уже со всеми христианами и мы славим Святую Троицу…

Страница 6