Святой преподобный Серафим Вырицкий и Русская Голгофа - стр. 68
Что еще прибавить? Прибавлю: "Блажен муж, иже претерпит искушение". "Искушен быв, может и искушаемым помогать". Желаю, чтобы эти слова Священного Писания сбылись над Вами. А Вы – утешьтесь! Не малодушествуйте от того, что победились бранью: это к духовному искусу, или опыту, и к смиренью. Мир Вам! Еще скажу: общий путь подвижников – терпением между человеками уврачевать немощь чувств, узреть Промысл Божий и войти в умную молитву…
Итак молитесь Богу, чтоб даровал Вам терпение, чтоб Вы видели постоянно над собою Промысл Божий, чтоб от этого возрастала Ваша вера и верность Богу; и тогда пусть Вас пронзают скорби, очищают от земного и приуготовляют к небесному…» [5, с. 148–151; 167–168]
«Огради душу свою крестным знамением и с верою пустись в море скорбей! Предай Богу скорбящего брата… Надо отдать всех людей Богу. Этому научает нас и Церковь – Она говорит: "…сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим". Кто предаст себя и всех Богу, тот может сохранить мертвость ко всем; без этой мертвости не может воссиять в душе духовное оживление. Если пребудешь верным Богу и сохранишь умерщвление к человекам, то явится, в свое время, нетленное духовное сокровище в душе твоей – узришь воскресение души твоей действием Духа. Об этом плотские люди не могут составить никакого понятия. Когда же, в свое время, человек увидит себя измененным, воссозданным – удивляется, как бы вновь сотворенный, рассматривает страну Духа, в которую ввел его неожиданно Бог, недоумевает – за что бы излилась такая милость Божия на ничтожное создание – человека!» [5, с. 330]
Как итог нескольких месяцев непрерывных скорбей и размышлений – прошение иеромонаха Варнавы (Муравьева) о поездке на родину для встречи с больной матерью. После вынесения приговора владыке Вениамину и его сподвижникам отец Варнава спешит отдать последний сыновний долг престарелой родительнице, чтобы вслед за тем устремиться к высотам духа, куда восходят не иначе, как через полное отречение от мира и внутреннее безмолвие.
Из книги переписки по личному составу Лавры (о зачислении, командировках и отпусках) за 1922 год [184]
Прошение
Прошу разрешить мне отпуск с 1 по 14 июля старого стиля для поездки в город Рыбинск, чтобы навестить мою больную старушку-мать.
Подпись – свечник Лавры иеромонах Варнава.
«Заповедано инокам удаление от родителей, когда родители влекут в мир, отвлекают от Христа, но когда они больны, безпомощны, – нуждаются в руке нашей, – тогда ли отнять эту руку?! Тогда помощь и служение им причисляются к иноческим добродетелям, одобрены и похвалены Святыми Отцами», – так писал о сыновнем долге монаха святитель Игнатий [5, с. 304]. И хотя с принятием монашества отец Варнава уже не мог уделять матери постоянного внимания, оказать помощь и позаботиться о должном уходе за ней и необходимом содержании было делом его совести.