Размер шрифта
-
+

Святой преподобный Серафим Вырицкий и Русская Голгофа - стр. 53

В течение трех лет после октябрьского переворота семья Муравьевых проживала, по большей части, за городом. Еще в 1906 году Василий Николаевич приобрел добротный загородный дом в живописном поселке Тярлево, расположенном между Царским Селом и Павловском[6]. В ту пору существовала станция Тярлево Царскосельской железной дороги. Увенчанный башенкой-шпилем двухэтажный десятикомнатный особняк, с обширной верандой и вспомогательными постройками, располагался у полноводного ручья на краю Павловского парка, неподалеку от Царского Села. В доме имелся водопровод. С помощью изразцовых печей и каминов в холодное время года отапливались оба этажа здания. Примечательно, что в загородном доме Муравьевых также, как и в городской квартире, имелся телефон № 23402 [23, издания 1907 года, с.482].

Имеются свидетельства о том, что в Павловске и в Царском Селе Василий Николаевич и Ольга Ивановна встречались и беседовали с Государем Императором Николаем II Александровичем. Известно также, что Помазанник Божий неоднократно бывал в доме Муравьевых в Тярлево и с большим теплом относился к благочестивым супругам. Об этом впоследствии рассказывала своим внукам Ольга Ивановна Муравьева (в монашестве – монахиня Христина – схимонахиня Серафима).



Семья Муравьевых бывала и на богослужениях в Феодоровском Государевом соборе, который являлся приходом Августейшей Семьи и чинов Собственного Его Императорского Величества Сводного пехотного полка и Собственного Его Величества Конвоя, размещавшихся в Царском Селе. Иные лица допускались на службы в Государев собор только по особым приглашениям.

С 1917 по 1920 год дом в Тярлево стал главным пристанищем Василия и Ольги – оставаться в столице было крайне опасно. Мятеж и перемена власти лишили Муравьевых торгового дела, и в этот период времени Василий Николаевич, свободный от забот, подытоживает мирские дела, погружается в чтение творений святых отцов, изучение монастырских уставов и богослужебных книг, уединенную молитву.

Сперва он предполагал принять иноческий постриг в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, чтобы подвизаться в Гефсиманской пустыни у мощей своего духоносного наставника. Однако Господь судил иначе. Неожиданно было получено благословение митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина на принятие Василием Николаевичем Муравьевым монашеского пострига в Александро-Невской Лавре. Как оказалось, такой поворот дела был для него спасительным. Обитель преподобного Сергия вскоре была упразднена властями. Так, Промыслом Божиим, Василий Николаевич остался в Петрограде.

Страница 53