Святоотеческие сотницы - стр. 6
11. Раздражительность есть знак великого возношения, непостоянное движение нрава и неблагопристойность в душе. Раздражительность от самомнения.
12. Многие люди раздражительные усердны к бдению, посту и безмолвию, ибо демоны влагают под видом покаяния и плача эту страсть.
13. От памятозлобия и ненависти рождается злоречие. В злоречии вини демона, а не человека, ибо никто не хочет грешить против Бога. Дверь к злоречию – многоглаголание.
14. Многоглаголание есть седалище тщеславия.
15. Многоглаголание рождается или от худого образа жизни, или от беспорядочного нрава, а в подвижниках – от тщеславия, иногда от чревоугодия.
16. Порождение многоглаголания и остроглаголания – ложь.
17. Первым исчадием многоглаголания бывает уныние.
18. Кто познал свои прегрешения, тот сдерживает свой язык.
19. Кто возымел попечение об исходе из сей жизни, тот пресек многословие; и кто приобрел плач души, тот отвращается многоглаголания, как огня.
20. Благоразумное молчание есть матерь молитвы, хранилище Божественного огня, страх помыслов, училище плача, делатель памяти смерти, неприметное преуспеяние, сокровенное восхождение.
21. Ложь есть уничтожение любви, а клятвопреступление – отречение от Бога.
22. Уныние есть изнеможение души, расслабление ума, нерадение о подвижничестве, ненависть к данному обету.
23. В борьбе с унынием даруется самый большой венец.
24. Бес уныния расслаблением и сном уготовляет путь бесу блуда.
25. Не знает младенец лжи; не знает оной и душа, очистившаяся от лукавства.
26. В пагубу блуда вводит широкий и пространный путь чревоугодия и, как сказано, мнози суть входящии им (Мф. 7, 13).
27. Кто служит своему чреву, и между тем хочет победить дух блуда, тот подобен угашающему пожар маслом.
28. Насыщение есть мать блуда, а утеснение чрева – виновник чистоты.
29. Бог бесстыдство женского пола связал стыдом, ибо, если бы женщина сама предавалась мужчине, то не спаслась бы никакая плоть.
30. Возобладай над чревом, пока оно над тобой не возобладало, иначе и воздержание кончится стыдом. Мужеством приобретается победа.
31. Кушая, вспоминай суд, и смерть, и оцет, и желчь Владыки твоего.
32. Употребляй «горькие зелия» – принуждение и труд.
33. Когда чрево утесняется, тогда смиряется и сердце: если же оно упокоено пищею, то сердце возносится помыслами. А чрево, иссушеное воздержанием, рождает слезные воды.
34. Ум постника молится трезвенно.
35. Узкая врата и тесный путь (поста) вводяй в живот (непорочности), и мало их есть, иже обретают его (Мф. 7, 14).
36. Непорочность есть уподобление Богу. И это от безмолвия и послушания.