Размер шрифта
-
+

Святоотеческие сотницы - стр. 8

62. Гордыня есть отречение от Бога, демонское изобретение, уничижение человеков, матерь осуждения, исчадие похвал, источник раздражительности, дверь лицемерия, противник Богу, корень хулы.

63. Гордыня возводит до небес и низводит до бездны. Она есть крайняя нищета души.

64. Отвергающий обличения обнаруживает страсть гордости.

65. Стыдно тщеславиться чужими украшениями и крайнее безумие гордиться Божиими дарами.

66. Человек горделивый желает начальствовать. Вразумление горделивому – падение, пакостник ему – демон, а признак оставления его Богом – исступление.

67. Тьма чужда света; и гордый чужд всякой добродетели.

68. Гордость порождает хульные помыслы.

69. Искреннее самоосуждение пред Господом отгоняет гордость и открывает дверь смирению.

70. Смиренномудрию содействует плач, противодействует смех.

71. Смиренномудрие познается по множеству в себе неизреченного света, по несказанной любви в молитве, не порицанием чужих грехов и отвращением от тщеславия.

72. Если хотим достигнуть добродетели смиренномудрия, да не престанем самих себя испытывать и истязать; и если в истинном чувстве души будем думать, что каждый ближний наш превосходнее нас, то милость Божия недалека от нас.

73. Признак смирения – радостное перенесение уничижении.

74. Святое же смирение и самоуничижение воспевают: Поим Господеви, славно бо прославися: коня и всадника вверже в море (Исх. 15, 1) и в бездну смирения (тщеславие – конь, гордыня – всадник).

75. Смирение есть духовное учение Христово, мысленно приемлемое достойными в душевную клеть. Словами чувственными его невозможно изъяснить.

76. Священная двоица – любовь и смирение; первая возносит, а последняя вознесенных поддерживает и не дает им падать.

77. Свойства святого смирения таковы: 1) бесчестия принимать с удовольствием; 2) истреблять раздражительность; 3) не доверять своим совершенствам.

78. До высшей меры смирения восходят бесстрастные, до средней – мужественные, до первой могут доходить все.

79. Смирение есть дверь Царствия, вводящая приближающихся к оному.

80. Смирение есть источник рассудительности.

81. Рассуждение есть верное постижение воли Божией во всякой вещи.

82. Рассудительность в начале есть: 1) в познании самого себя; 2) в отличии доброго от естественного доброго; 3) суждение и о других, что есть темного в них, и в познании во всем воли Божией.

83. Демонская брань производится в нас тремя главными способами: или по нерадению, или по гордости, или по зависти демонов.

84. Кто не терпит брани и нападения, тот стал другом демонов.

85. Говоря о помыслах, уместно будет сказать о безмолвии. Безмолвие тела есть познание и приведение в порядок внутренних движений и чувств, а безмолвие души есть познание помыслов и нерасхищаемая мысль.

Страница 8