Святоотеческие сотницы - стр. 4
76. Уклонися от зла и сотвори благо (Пс. 33, 15), ибо каждая страсть имеет противоположную ей добродетель. Обижал – поступай по правде, гневался – будь кротким, гордился – смирись. Ненависть —любовь, малодушие – терпение, сребролюбие – милосердие.
77. Нужно наше старание, помощь Божия и дела любви к ближнему.
78. Сказал авва Пимен, что бояться Бога, молиться Богу и делать добро ближнему суть три главные добродетели.
79. Кротость – одинаковость в чести и бесчестии и моление за обижающего.
80. Кротость – предтеча смиренномудрия, как заря утренняя солнцу, матерь любви, основание рассудительности.
81. Кротость своими узами связывает раздражительность.
82. Возношение низложило нас, невозможно иначе получить помилование, как через противоположное, то есть смиренномудрие.
83. Но прежде всего нужно нам смиренномудрие, чтобы быть готовыми на каждое слово, которое слышим, сказать: «прости», ибо смиренномудрием сокрушаются все стрелы врага и противника.
84. Не презирать даяния ближнего (милость, услуга) есть дело смиренномудрия.
85. Смиренномудрый не должен стараться высказать свое смирение на словах, но довольно для него говорить: «прости меня» или «помолись о мне».
86. Авва Иоанн – ученик аввы Варсонофия из обители аввы Серида – говорил, что смиренномудрие рождается через сохранение совести к ближнему.
87. Грехи твои милостынями искупи (Дан. 4, 24).
88. Сын исполняет волю отца не из страха и не потому, что хочет получить от него награду, но желая угодить ему, почтить и успокоить его. Так и мы должны подавать милостыню.
89. Оказывай милость дарами, служением ближнему, утешением, терпением гнева ближнего, прощением обид.
90. Без терпения и мужества никто не может совершить ни одной добродетели.
91. При демонских помыслах долготерпи, поэтому молись и уповай на Бога.
92. Хранить нужно мир и не спорить, ибо всякое дело есть одна восьмая часть искомого, а хранение устроения душевного, если и не исполнится дело, есть семь восьмых.
93. Любовь по Богу есть переход от зла.
94. От ближнего зависит жизнь и смерть. Сколько люди приближаются в любви друг с другом, столько приближаются к Богу.
95. Если мы хотим совершенно измениться и освободиться (от мира), то научимся отсекать хотения наши, и мало-помалу, с помощью Божиею, мы преуспеем и достигнем бесстрастия.
96. Противоречить демонам же прилично не всем, но только сильным о Боге, которым повинуются демоны; если же кто из несильных будет противоречить, демоны ругаются над ним, что, находясь в их власти, он им же противоречит.
97. Также и запрещать им – дело мужей великих, имеющих над ними власть.