Размер шрифта
-
+

Святитель Тихон Задонский - стр. 42

Отпуская в путь богомольцев и благословляя их, святитель в напутствие произносил над ними следующее молитвенное призывание: «Господь Иисус Христос Спаситель наш, да сохранит и избавит вас от сетей оных вражеских, яко истинных сынов Церкви святой и да соблюдет от всяких душевных искушений».

Духом такой кротости и любви были проникнуты и исполнены свт. Тихоном все вразумления заблуждающихся.

«Милостыня высока, но миротворение выше и милостыни, – говорил святитель, – ибо милостивые только сами помилованы будут, а миротворцы сынами Божиими нарекутся». Потому он так любил эту добродетель, что не только его собственный успех в водворении мира, но и вообще всякая весть о примирении враждовавших между собой всегда утешала и радовала его. Эту благодать примирения он распространял далеко вокруг себя, но преимущественно на монастырскую братию и на помещиков.

Для усмирения вражды в кругу помещиков святитель нередко, а особенно в первые годы своего пребывания на покое, сам приезжал к ним и старался водворить мир, где его не было, а это случалось преимущественно при семейных раздорах, при разделе наследства, при расстройстве детей и тому подобное. Приезд его был семейным праздником. Уважавшие святителя встречали его как посланника небес, лобызали как друга и благодетеля, внимали ему, как мудрому и опытному отцу и наставнику. На его суд отдавали домашние распри и несогласия, и кого он признавал виновным, тот беспрекословно подчинялся его приговору. Из такого дома он не выезжал до тех пор, пока не примирит между собой всех и не водворит полного согласия. В чувстве радости оставляя умиренный дом, святитель призывал на него благословение Божие и, радостный, возвращался в свою келию. Как велика была его радость и как глубоко чувствовал он блаженство заповеди о миротворении, можно заключить из того, что, примирив однажды соседнего помещика, долго враждовавшего со своим братом, он три дня, запершись в келии, молился Богу со слезами, благодаря его за эту ниспосланную ему благодать примирения.

Описывая дела милосердия свт. Тихона, келейник в заключение пишет: «Смело скажу, что он по Иову святому, был око слепым и нога хромым; двери у него всегда отворены для всех приходящих, и все (кто ни приходил) находили у него готовыми пищу, питие и спокойствие».

Подвизаясь таким образом в служении своим ближним, свт. Тихон имел великое нравственное влияние на своих знакомых и друзей. Но поскольку со временем болезнь Преосвященного все больше давала о себе знать, он не мог уже со многими беседовать и до себя по болезни допускать. А потому часть из тех, кто прибегал к его помощи, – помещики и из купеческого звания, – начали ослабевать в вере и оскудевать во всех добротворениях, повели жизнь свою так же, как и прежде, в роскоши, скупости, зависти, ненависти, миролюбии и прочем. Святитель, узнав об этом от своих благотворителей, весьма болезновал, оплакивал неверие и слабости человеческие, приводя слова пророка и апостола:

Страница 42