Святитель Тихон Задонский - стр. 41
Впрочем, любя ближнего и не желая подавать ему поводов к пересудам и осуждению, свт. Тихон стал скрывать свои добродетели, хотя нисколько не ослабевал в них. Соблазнялись его выездами из обители, – и он стал реже выезжать. Соблазнялись его личной раздачей милостыни, – и он стал подавать ее через келейника. Во время большого стечения народа в городе он делался предметом праздного любопытства и разных пересудов, – и он стал меньше показываться народу, больше заключаться в своей келии. Его стали пересуждать за посещение темницы, – и он начал скрываться или благотворить через доверенных людей. Но в праздник Пасхи и в другие дни, от нетерпеливого желания лично приветствовать заключенных в темнице и вернее узнать об их нуждах, Тихон отправлялся сам, нередко в одежде простолюдина, и, разузнав о потребностях заключенных, немедленно присылал им все нужное. Утолив таким образом свою жаждущую благотворительных дел душу, он успокаивался. Так любил он Христа в лице меньших братьев!
Слух о добродетельной жизни свт. Тихона, его духовной мудрости и сладости его поучений привлекал к нему многих раскольников. Вскоре после поселения его в Задонске, раскольники, безуспешно домогавшиеся найти себе архипастыря, обратились наконец к нему с предложением быть у них епископом. Не трудно представить, какое действие произвело на свт. Тихона это неразумное предложение. Святитель, со скорбью и негодованием смотревший на всякое своевольное и упорное противление Святой Православной Церкви, с презрением отвергнул их предложение, обличив их суеверие и суетность их начинаний. Однако, несмотря на отказ, раскольники продолжали питать к нему чувства уважения. Почему многие из них часто обращались к нему со своими сомнениями о вере и Церкви и всегда получали от него вразумление. Болея душой о заблуждениях раскольников, свт. Тихон не был, однако же, их миссионером, прилагавшим особенные и чрезвычайные попечения об их обращении.
Был такой случай. Около 1779 г. Донской Оксайской станицы ревностный по истинному благочестию священник о. Василий привез к Тихону для увещания одного упорнейшего расколоначальника с несколькими его единомышленниками. Святитель, хотя и уверил их в истинности Православной Церкви и пагубности их заблуждения, для подтверждения своих доказательств уговорил отправиться к Новгородскому архиепископу в Петербург, где они и присоединились к Православной Церкви. Возвращаясь домой, бывшие раскольники, вместе со священником, заехали поблагодарить святителя. С величайшей радостью принял их свт. Тихон и, взяв в свои объятия бывшего расколоучителя, воскликнул: «Да возрадуется душа наша о Господе, яко обретохом овцу погибшую, и яко мертв бе и оживе, изгибл было и обретеся. Слава Богу о всем! Слава Богу за Его благость к нам и человеколюбие!» Преподав им наставление и одарив тетрадями своих сочинений, он отпустил их восвояси. Особенно же старался Тихон предохранять от увлечения расколом простых, благочестивых богомольцев, которые ходили по святым монастырям и на пути своем встречались с учителями раскола. Он советовал им «при встрече с сими отщепенцами Св. Церкви, блудящими по пути погибели, подобно овцам не имеющим пастыря», отражать их лукавые вопросы и внушения словами: «Я верую так, как содержит и сказует Святая Матерь наша Церковь», а если спросят они: «А Церковь ваша как содержит и приказывает содержать веру?» – отвечать так: «Как мы веруем и содержим». «Этим ответом, – говорил свт. Тихон, – всякой секты раскольник, как пес палкой, будет отражен от вас, а вы соблюдете свою приверженность, глубочайшую преданность и повиновение Св. Церкви, как вернейшие чада Матери своей, пекущейся о спасении душ ваших». Совет действительно вполне соответствует простоте и вместе с тем остроумию русского простолюдина. Им, как непроницаемой броней, он был закрыт от хитрых нападений расколоучителей.