Размер шрифта
-
+

Святитель Тихон Задонский - стр. 37

. И еще: Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам (Ин. 15: 18, 19; 14: 21). Что этих слов может быть утешительнее христианской душе? Ненавидит ее мир, но любит ее Бог.

Поэтому из всех добродетелей особенно выделял святитель терпение. «О, блаженны те дома, грады, веси, села и общества, – взывал он, – в которых обитает терпение, ибо оно лучше сохраняет общество, нежели оружие, лучше защищает город, нежели стены».

Благотворение святителя Тихона

В первые годы пребывания своего в Задонском монастыре свт. Тихон, выходя из церкви на двор, на крыльце келии останавливался, вступал в разговоры с монастырской братией и с простыми богомольцами, приходившими как из близлежавшей слободы, так и из отдаленных мест; допускал их к благословению и убеждал чаще ходить в храм Божий. Особенно ласкал он и старался приучить ходить в церковь малых детей из слободы, и преимущественно сирот, раздавая им, и в праздничные и в простые дни, по нескольку копеек. Потому они почти ежедневно приходили в церковь и целыми десятками окружали его; число их доходило иногда до сотни; а после обедни входили они иногда в переднюю его келию. Положив по три поклона пред иконами, скажут вместе: «Слава Тебе Боже! Слава Тебе Боже!» Святитель спросит: «Дети! где Бог наш?» Они отвечают: «Бог наш на небеси и на земли». После он учил их молиться, возрастных заставлял твердить Иисусову молитву, а малолетних выговаривать: «Господи помилуй, Господи помози! Господи услыши! Пресвятая Богородица спаси нас, все Святии молите о нас!» и пр. Святитель похвалит их, погладит по голове, даст по копейке и по куску хлеба и отпустит. Иногда более смирным и послушным святитель давал лишнее против других. Это возбуждало зависть в прочих и даже драку. Святитель наставлениями и увещаниями пристыжал их, заставлял виновных просить у товарищей прощения, с поклонами, и в знак примирения обниматься. Когда святитель по нездоровью не бывал в церкви, дети войдут в храм и, увидев, что нет владыки, уйдут вон. Преосвященный опрашивал келейника: «Были ли дети?» И когда узнает, что были, но ушли, замечал с улыбкой: «Они, бедные, ходят в церковь для хлеба и денег; что ты не привел их ко мне?»

Приезжих знакомых и почетных посетителей он принимал перед обедом и после вечерни и беседовал с ними долго. Когда он был здоров, то разговор его был жив и быстр. Он приспособлял его к состоянию, званию и обстоятельствам посетителей. С молодыми говаривал об опасности страстей и светских развлечений, со старыми – о совершенном отвержении от мира и упражнении в богомыслии, с отцами – о воспитании детей в духе христианского благочестия, с детьми – о почитании родителей. Каждому делал приличные поучения и всегда их подтверждал изречениями Священного Писания и примерами из Церковной истории и житий святых. Но святитель не любил допускать к себе посетителей до обедни. Если келейные, по просьбе кого-либо из знатных посетителей, докладывали ему о них, он просил их отказывать им, кланялся им, умоляя, чтобы они не допускали никого прерывать утреннее его богомыслие. Если же не мог отказать по усиленным просьбам, то его свиданье с такими посетителями было уныло и грустно. Нередко отказывал он в приеме тем, которые приезжали только из любопытства. Не любил он, когда знакомые или незнакомые ему являлись с женами разряженными. Он прямо говаривал, что если щегольские и нескромные их наряды для супругов и домашних, то они совсем не нужны, ибо и без них они должны нравиться; а если для чужих, то обнаруживают только постыдные желанья. Видя разряженных, разрумяненных и распудренных жен, свт. Тихон со слезами говорил: «Бедные христиане, ослепленные, смертное тело свое убирают и украшают, а о доброте душ своих едва ли когда вспомнят, кои от грехов очернели, аки мурин

Страница 37