Размер шрифта
-
+

Святитель Тихон Задонский - стр. 26

Так разрешилось неопределенное положение свт. Тихона. Промысл Божий поставил своего угодника именно на тот путь жизни и подвигов, который вполне соответствовал свойствам и наклонностям его души, – с подвигами уединения соединять подвиги служения ближним, таким образом удовлетворялась его любовь и к безмолвию, и к ближним.

Со всей строгостью предался он подвигам иноческой жизни. Продал все, что казалось ему излишним при его жизни на покое, – все свое лучшее платье, перину с подушками и единственные карманные серебряные часы, оставшись с одними стенными с кукушкой часами. В. Чеботарев писал: «Объявлю же и о нестяжательной келейной его жизни, ибо он имел только самое нужное и необходимое. Постеля у него была – коверчик постлан да две подушки; одеяла не имел он, но шубу овчинную, китайкою[28] покрытую; опоясывался ременным поясом; также и ряса у него одна была, но и та суконная гарусная[29]; обувался он в коты[30] и чулки шерстяные толстые, кои подвязывал ремнями, да две зимы в лаптях ходил, но только в келии в оных ходил, и скажет: «Вот как спокойно ногам в лаптях ходить»; когда же к обедне идти ему, или гости приедут, то оные снимал с себя и обувался в коты. И четки у него были самые простые, ременные. Не было у него ни сундука и никакого влагалища[31], но только кожаная киса[32], и то ветхая, и куда ехать ему, он брал ее с собою и клал в нее книги да гребень. Вот и весь наряд и украшение его…» Преосвященный Тихон III подарил ему шелковую штофную рясу. Долго отказывался от нее Задонский святитель и принял только после убедительной просьбы. Он надевал ее, выходя в церковь. Когда келейник, по приходе его из церкви, станет бережно снимать с него и складывать рясу, то святитель, бросив ее на пол, говаривал: «Это бредня, братец, давай на стол скорей, я есть хочу». Он боялся привязаться к какой-либо временной вещи. В келии его не было никакого убранства. Кроме икон стены его комнат украшались святыми картинами, питавшими его богомыслие, из которых на одной был изображен лежавший в гробу изможденный старец, – картина, напоминавшая ему о смерти и потому висевшая у ног постели, а на других изображались Страсти Христовы. Эти последние висели также в спальне, близ постели, чтобы при взгляде на них приводить себе на память непостижимую и невыразимую любовь Спасителя к человеку, как она явлена нам в Его крестной смерти за нас. Впоследствии он еще приобрел для себя гроб, чтобы, взирая на него, сильнее чувствовать мысль о смерти и небоязненнее готовиться к ней. Так разоблачившись от благолепия, приличного сану архиерея, свт. Тихон приоделся смиренномудрой нищетой простого инока. В баню с 1771 г. по самую кончину свою не ходил, чтобы не видеть наготы своего тела, изредка сам мыл себе голову, по причине обильной испарины, не позволял себе прислуживать при одевании и раздевании. Только когда не в силах был уже, принимал услуги.

Страница 26